Курсовая работа второго семестра

Конкретная пьеса предлагается самим студентом и утверждается преподавателем или выбирается из списка, составленного руководителем семинара, в задачу которого входит сформировать круг драматических произведений таким образом, чтобы в течение второго полугодия семинарской группе представилась возможность исследовать как можно более широкий жанровый диапазон. При этом рекомендуется обращаться к «чистым» в жанровом отношении пьесам: комедиям, трагедиям, фарсам, драмам и т.д. и избегать пьес с размытыми жанровыми характеристиками.

Жанровый анализ начинается с выявления коренящегося в основании пьесы противоречия. Так, для трагедии характерна неразрешимость конфликта. В противовес трагедии комедия характеризуется комическим несоответствием и мнимостью противоречия.

Студенту предстоит определить, насколько герои соответствуют решаемым ими проблемам, соотнести качества персонажей и тип конфликта и таким образом выявить роль основных героев в формировании жанра произведения.

Студенту необходимо определить основные художественные приемы, с помощью которых создана пьеса, и соотнести их с композицией действия: ему предстоит понять, как тот или иной прием работает на проявление или обострение конфликта, как он меняет ход действия, как он характеризует отдельных героев, взаимоотношения между ними и мир пьесы в целом, и, наконец, как он работает на проявление общего жанрового закона, которому подчинена вся пьеса целиком.

Другая задача, которая должна быть разрешена в курсовой работе, — выявление специфики построения героев. Фундаментальными типами являются всего два — маска и характер. Несмотря на всю вариативность персонажей, особенно в драматургии ХХ — ХХI веков, третьего такого фундаментального типа не существует.

Жанр обеспечивает устойчивую связь между драматическим текстом и читателем/зрителем. Он задает определенную меру условности, которая должна быть принята воспринимающим художественное произведение. Обязательной частью курсовой работы должно стать сопоставление «жанровой индивидуальности» пьесы и «жанрового канона», существующего на уровне общих представлений о том, «как должно быть» в трагедии, драме, мелодраме, комедии, водевиле и т. д.

Требования к основному содержанию работы: жанровые характеристики пьесы должны быть рассмотрены в коллизиях и особенностях их разрешения, в типе и системе построения персонажей, в способах их взаимодействия, в сюжетостроении, в используемых приемах воздействия на читателя/зрителя. Жанровое своеобразие произведения станет отчетливым при соотнесении обнаруженных особенностей с жанровым каноном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: