Предисловие................................. 3
Предисловие автора............................5
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (7)
§ 1. Принцип рефлекса..........................7
Механическая концепция рефлекса..........7
Биологическая концепция рефлекса.........9
Анатомическая концепция рефлекса........10
Психофизиологическая концепция рефлекса.................12
Концепция условного рефлекса............15
Диалектическая концепция рефлекса.......17
§ 2. Принцип доминанты.......................19
Основные положения учения о доминанте.... 19
§ 3. Принцип отражения.......................27
Отражение в биологических системах.......27
Образный характер отражения............28
Избирательность (активность) отражения.... 30
Субъективный характер отражения.........33
Рефлекторный характер отражения.........34
§ 4. Принцип системности в работе мозга............35
Развитие проблемы «мозг и психика».......35
Функциональная организация мозга........40
§ 5. Основные методы нейрофизиологии поведения.
Методология, метод, методика................46
Классификация методов исследования высшей нервной деятельности..........50
§ 6. Заключение..............................54
Глава 2 СЕНСОРНАЯ ФУНКЦИЯ МОЗГА (66)
§ 7. Общие принципы конструкции сенсорных систем.. 66
Принцип конвергенции и дивергенции......68
Принцип обратных связей...............69
Принцип кортикализации...............71
Принцип двусторонней симметрии.........72
Принцип структурно-функциональных корреляций......................73
§ 8. Закономерности обнаружения сигналов..........74
§ 9. Системная организация процессов кодирования информации....................77
§ 10. Распознавание, декодирование информации......82
§ 11. Заключение.............................85
Глава 3. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ (87)
§ 12. Обратная связь в управлении движениями.......87
§ 13. Внешняя обратная связь....................89
§ 14. Внутренняя обратная связь..................90
§ 15. Медиальные лемниски.....................92
§ 16. Двигательная программа...................94
Глава 4. ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ (98)
§ 17. Поведение как фактор эволюции..............98
Поведение в эволюции вида и популяции.... 99
Поведение и репродуктивная изоляция..... 100
Поведение и генетическое разнообразие популяции............. 101
Поведение животных и современная этология............. 101
Инстинкты — сложнорефлекторные комплексы...................... 103
Этапы поведения..................... 106
§ 18. Классификация форм поведения............. 107
Удовлетворение витальных потребностей.... 108
Удовлетворение социальных потребностей... 109
Удовлетворение идеальных потребностей.... 114
§ 19. Формы индивидуального обучения........... 118
Классификация форм обучения........... 119
Неассоциативное обучение................. 121
Суммационная реакция................ 121
Привыкание........................ 122
Импринтинг (запечатление)............. 124
Подражание........................ 127
Ассоциативное обучение................... 128
Классические условные рефлексы......... 128
Инструментальные условные рефлексы.....129
Когнитивное обучение....................131
Образное (психонервное) поведение........131
Элементарная рассудочная деятельность животных.............134
Вероятностное прогнозирование..........136
§ 20. Эволюция форм поведения.................138
Беспозвоночные.........................139
Простейшие........................139
Кишечнополостные...................140
Позвоночные...........................145
Бесчерепные........................145
Млекопитающие........................147
Приматы..............................149
Высшая нервная деятельность человекообразных обезьян...........152
§ 21. Формирование поведения в онтогенезе.........157
Типы онтогенеза.....................157
Формирование пищевого поведения........159
Взаимоотношение детенышей и родителей... 162
Системогенез и теория диссолюции........163
Элементы адаптивного поведения в онтогенезе 166
§ 22. Заключение............................168
Глава 5. ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ (169)
§ 23. Генетическая детерминация свойств поведения.. 169
Генетика поведения................... 169
Генотип и его влияние на поведение....... 170
Генетика инстинктов.................. 173
Нервно-психические заболевания генетической природы.............. 174
Генетика свойств нервных процессов....... 175
Генетическая детерминация особенностей обучения.............. 176
Генотип и анатомические особенности мозга................. 178
Генотип и нейрохимия мозга............ 179
Гетерохрония реализации генетической программы............ 181
§ 24. Биологические мотивации как внутренние детерминанты поведения....... 182
Физиологические потребности............ 183
Виды мотиваций..................... 186
Методы изучения биологических мотиваций........... 186
Физиологические теории мотивации....... 188
Доминирующее мотивационное возбуждение..................... 192
Нейрофизиология мотиваций............ 193
§ 25. Роль эмоций в организации поведения......... 195
Эмоции и мотивации.................. 196
Теории эмоций...................... 198
Эмоциональный стресс................. 209
§ 26. Восприятие пространства и пространственная ориентация.............. 211
Теории рефлекторного отражения пространства............. 211
Концепции И. С. Бериташвили о пространственной ориентации и А. А. Ухтомского об интегральном образе 212
Феномен мысленного вращения объектов.... 214
Концепция когнитивных карт........... 215
Нейрофизиологические корреляты пространственного восприятия........ 217
§ 27. Время как фактор организации поведения...... 220
Адаптивное значение суточных ритмов. Цикл сон-бодрствование............ 220
Эволюция сна....................... 222
Теории сна......................... 223
Структура сна высших млекопитающих.... 225
Сезонные ритмы поведения............. 229
Поведение в микроинтервалах времени..... 231
§ 28. Заключение............................ 233
Глава 6. ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (235)
§ 29. Безусловные рефлексы.................... 235
§ 30. Условные рефлексы...................... 237
Правила образования условных рефлексов... 238
Общие признаки условных рефлексов...... 239
Классификация условных рефлексов....... 240
§ 31. Торможение условных рефлексов............ 248
Внешнее (безусловное) торможение........ 249
Запредельное (охранительное) торможение...................... 251
Внутреннее (условное) торможение........ 252
Взаимодействие разных видов торможения.. 259
§ 32. Заключение............................ 260
Глава 7. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ (262)
§ 33. Конвергентная теория формирования временных связей........................262
§ 34. Клеточные аналоги условного рефлекса........267
§ 35. Нейронная организация условнорефлекторного процесса...............276
Внутрикорковые системные механизмы временных связей.................284
Динамическая констелляция центров......289
§ 36. Нейронная организация условного торможения.. 295
Теоретические вопросы торможения условных рефлексов................295
Нейронные корреляты условного торможения..............300
§ 97. Заключение............................304
Глава 8. МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ (306)
§ 38. Виды и формы памяти....................306
Формы биологической памяти...........306
Временная организация памяти..........309
§ 39. Механизмы кратковременной памяти.........312
Нейрофизиологические корреляты краткосрочной памяти..............312
§ 40. Механизмы долговременной памяти..........322
Нейромедиаторные системы.............323
Информационные макромолекулы.........327
Нейропептиды.......................331
§ 41. Заключение............................333
Глава 9. ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА (334)
§ 42. Доминанта и условный рефлекс как основные принципы интегративной
деятельности мозга........................334
Корковый очаг стационарного возбуждения.....................334
Гипоталамический очаг стационарного возбуждения..........336
Доминанта и условный рефлекс..........340
§ 43. Высшие интегративные системы мозга........345
Ретикуло-стволовый уровень интеграции.......347
Нейрофизиология ассоциативных систем мозга.....................347
Таламопариетальная система............348
Таламофронтальная система.............350
Таламокортикальный уровень интеграции......352
Эволюция ассоциативных систем............358
Онтогенез ассоциативных систем мозга........360
§ 44. Ассоциативные системы и сенсорная функция мозга..................367
Стратегия и тактика движения...........367
Участие ассоциативных систем мозга в организации движений............370
Импульсные коды моторных программ..... 373
§ 45. Ассоциативные системы мозга и программирование поведения............... 377
§ 46. Заключение............................ 200
Глава 10. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……………………………...379
Заключение.
Функциональная структура поведенческого акта.. 389
Доминирующая мотивация.............. 390
Прошлый опыт, долгосрочная память...... 391
Оценка текущей ситуации и краткосрочная память............. 392
Нейродинамическая конструкция поведенческого акта................ 393
Литература................................ 396
Предметный указатель........................ 399