Содержание

Предисловие................................. 3

Предисловие автора............................5

Глава 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (7)

§ 1. Принцип рефлекса..........................7

Механическая концепция рефлекса..........7

Биологическая концепция рефлекса.........9

Анатомическая концепция рефлекса........10

Психофизиологическая концепция рефлекса.................12

Концепция условного рефлекса............15

Диалектическая концепция рефлекса.......17

§ 2. Принцип доминанты.......................19

Основные положения учения о доминанте.... 19

§ 3. Принцип отражения.......................27

Отражение в биологических системах.......27

Образный характер отражения............28

Избирательность (активность) отражения.... 30

Субъективный характер отражения.........33

Рефлекторный характер отражения.........34

§ 4. Принцип системности в работе мозга............35

Развитие проблемы «мозг и психика».......35

Функциональная организация мозга........40

§ 5. Основные методы нейрофизиологии поведения.

Методология, метод, методика................46

Классификация методов исследования высшей нервной деятельности..........50

§ 6. Заключение..............................54

Глава 2 СЕНСОРНАЯ ФУНКЦИЯ МОЗГА (66)

§ 7. Общие принципы конструкции сенсорных систем.. 66

Принцип конвергенции и дивергенции......68

Принцип обратных связей...............69

Принцип кортикализации...............71

Принцип двусторонней симметрии.........72

Принцип структурно-функциональных корреляций......................73

§ 8. Закономерности обнаружения сигналов..........74

§ 9. Системная организация процессов кодирования информации....................77

§ 10. Распознавание, декодирование информации......82

§ 11. Заключение.............................85

Глава 3. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ (87)

§ 12. Обратная связь в управлении движениями.......87

§ 13. Внешняя обратная связь....................89

§ 14. Внутренняя обратная связь..................90

§ 15. Медиальные лемниски.....................92

§ 16. Двигательная программа...................94

Глава 4. ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ (98)

§ 17. Поведение как фактор эволюции..............98

Поведение в эволюции вида и популяции.... 99

Поведение и репродуктивная изоляция..... 100

Поведение и генетическое разнообразие популяции............. 101

Поведение животных и современная этология............. 101

Инстинкты — сложнорефлекторные комплексы...................... 103

Этапы поведения..................... 106

§ 18. Классификация форм поведения............. 107

Удовлетворение витальных потребностей.... 108

Удовлетворение социальных потребностей... 109

Удовлетворение идеальных потребностей.... 114

§ 19. Формы индивидуального обучения........... 118

Классификация форм обучения........... 119

Неассоциативное обучение................. 121

Суммационная реакция................ 121

Привыкание........................ 122

Импринтинг (запечатление)............. 124

Подражание........................ 127

Ассоциативное обучение................... 128

Классические условные рефлексы......... 128

Инструментальные условные рефлексы.....129

Когнитивное обучение....................131

Образное (психонервное) поведение........131

Элементарная рассудочная деятельность животных.............134

Вероятностное прогнозирование..........136

§ 20. Эволюция форм поведения.................138

Беспозвоночные.........................139

Простейшие........................139

Кишечнополостные...................140

Позвоночные...........................145

Бесчерепные........................145

Млекопитающие........................147

Приматы..............................149

Высшая нервная деятельность человекообразных обезьян...........152

§ 21. Формирование поведения в онтогенезе.........157

Типы онтогенеза.....................157

Формирование пищевого поведения........159

Взаимоотношение детенышей и родителей... 162

Системогенез и теория диссолюции........163

Элементы адаптивного поведения в онтогенезе 166

§ 22. Заключение............................168

Глава 5. ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ (169)

§ 23. Генетическая детерминация свойств поведения.. 169

Генетика поведения................... 169

Генотип и его влияние на поведение....... 170

Генетика инстинктов.................. 173

Нервно-психические заболевания генетической природы.............. 174

Генетика свойств нервных процессов....... 175

Генетическая детерминация особенностей обучения.............. 176

Генотип и анатомические особенности мозга................. 178

Генотип и нейрохимия мозга............ 179

Гетерохрония реализации генетической программы............ 181

§ 24. Биологические мотивации как внутренние детерминанты поведения....... 182

Физиологические потребности............ 183

Виды мотиваций..................... 186

Методы изучения биологических мотиваций........... 186

Физиологические теории мотивации....... 188

Доминирующее мотивационное возбуждение..................... 192

Нейрофизиология мотиваций............ 193

§ 25. Роль эмоций в организации поведения......... 195

Эмоции и мотивации.................. 196

Теории эмоций...................... 198

Эмоциональный стресс................. 209

§ 26. Восприятие пространства и пространственная ориентация.............. 211

Теории рефлекторного отражения пространства............. 211

Концепции И. С. Бериташвили о пространственной ориентации и А. А. Ухтомского об интегральном образе 212

Феномен мысленного вращения объектов.... 214

Концепция когнитивных карт........... 215

Нейрофизиологические корреляты пространственного восприятия........ 217

§ 27. Время как фактор организации поведения...... 220

Адаптивное значение суточных ритмов. Цикл сон-бодрствование............ 220

Эволюция сна....................... 222

Теории сна......................... 223

Структура сна высших млекопитающих.... 225

Сезонные ритмы поведения............. 229

Поведение в микроинтервалах времени..... 231

§ 28. Заключение............................ 233

Глава 6. ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (235)

§ 29. Безусловные рефлексы.................... 235

§ 30. Условные рефлексы...................... 237

Правила образования условных рефлексов... 238

Общие признаки условных рефлексов...... 239

Классификация условных рефлексов....... 240

§ 31. Торможение условных рефлексов............ 248

Внешнее (безусловное) торможение........ 249

Запредельное (охранительное) торможение...................... 251

Внутреннее (условное) торможение........ 252

Взаимодействие разных видов торможения.. 259

§ 32. Заключение............................ 260

Глава 7. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ (262)

§ 33. Конвергентная теория формирования временных связей........................262

§ 34. Клеточные аналоги условного рефлекса........267

§ 35. Нейронная организация условнорефлекторного процесса...............276

Внутрикорковые системные механизмы временных связей.................284

Динамическая констелляция центров......289

§ 36. Нейронная организация условного торможения.. 295

Теоретические вопросы торможения условных рефлексов................295

Нейронные корреляты условного торможения..............300

§ 97. Заключение............................304

Глава 8. МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ (306)

§ 38. Виды и формы памяти....................306

Формы биологической памяти...........306

Временная организация памяти..........309

§ 39. Механизмы кратковременной памяти.........312

Нейрофизиологические корреляты краткосрочной памяти..............312

§ 40. Механизмы долговременной памяти..........322

Нейромедиаторные системы.............323

Информационные макромолекулы.........327

Нейропептиды.......................331

§ 41. Заключение............................333

Глава 9. ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА (334)

§ 42. Доминанта и условный рефлекс как основные принципы интегративной

деятельности мозга........................334

Корковый очаг стационарного возбуждения.....................334

Гипоталамический очаг стационарного возбуждения..........336

Доминанта и условный рефлекс..........340

§ 43. Высшие интегративные системы мозга........345

Ретикуло-стволовый уровень интеграции.......347

Нейрофизиология ассоциативных систем мозга.....................347

Таламопариетальная система............348

Таламофронтальная система.............350

Таламокортикальный уровень интеграции......352

Эволюция ассоциативных систем............358

Онтогенез ассоциативных систем мозга........360

§ 44. Ассоциативные системы и сенсорная функция мозга..................367

Стратегия и тактика движения...........367

Участие ассоциативных систем мозга в организации движений............370

Импульсные коды моторных программ..... 373

§ 45. Ассоциативные системы мозга и программирование поведения............... 377

§ 46. Заключение............................ 200

Глава 10. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……………………………...379

Заключение.

Функциональная структура поведенческого акта.. 389

Доминирующая мотивация.............. 390

Прошлый опыт, долгосрочная память...... 391

Оценка текущей ситуации и краткосрочная память............. 392

Нейродинамическая конструкция поведенческого акта................ 393

Литература................................ 396

Предметный указатель........................ 399



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: