Как показывает опыт, использовать зачетную форму удобно для итоговых проверок по курсу русского языка, по отдельным темам, или ряду тем. Зачет может охватывать как различные разделы науки о языке, так и раздел «Развитие связной речи».
Заботясь об устранении перегрузки учащихся, учителю важно заранее предусмотреть в календарно-тематическом плане на год уроки-зачеты, чтобы они проходили в системе. В каждом классе должно быть не более 4-х зачетов в год. Например,
- в 5 классе по темам: «Синтаксис и пунктуация»,«Глагол»,«Развитие связной речи».
- в 6 классе - «Лексика», «Словообразование»,«Глагол»,«Развитие связной речи учащихся».
- в 7 классе - «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Служебные части речи».
- в 8 классе - «Односоставные предложения»,«Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями», «Предложения с обособленными членами».
- в 9 классе - «Сложное предложение», «Систематизация и обобщение изученного по лексике, фонетике, грамматике и правописанию».
Как вести подготовку к зачетным урокам и как их проводить? Методические пособия предлагают 3 этапа работы:
|
|
1)предварительная подготовка к уроку-зачету
2)проведение уроков - зачетов
3) подведение итогов и внесение коррективов.
Подготовка учащихся к зачету начинается на первом вводном уроке по той теме, по которой планируется зачет. Учитель должен сообщить тему и дату проведения зачета, знакомит с требованиями, вопросами и заданиями, которые могут быть индивидуальными для некоторых учеников. Желательно оформить стенд: «Готовься к зачету», где можно поместить: памятки, алгоритмы, планы, вопросы, образцы ответов и другая информация по проведению зачета. На подготовительном этапе большое значение имеет текущая проверка знаний, умений и навыков. Если ученик успешно занимается на протяжении всех уроков по данной теме, он может быть освобожден от зачета.
Таким образом, практическая и психологическая подготовка к зачету идет на каждом уроке, что положительно сказывается на уровне усвоения темы, обеспечивает спокойную обстановку на зачетном занятии.
На зачетном уроке все виды работы должны быть привычными для учащихся. В ходе опроса следует проверять сформированность основных понятий, умений и навыков по теме.
Оценивается каждый ответ учащихся отдельно как письменный так и устный. Следует не проводить, так называемые, зачеты в конце четверти, когда учитель сомневается в оценке. Получается нередко такая картина: ученик должен день и ночь учить, чтобы ответить, повысить оценку. А если это не один зачет, а сразу несколько? И по другим предметам нужно отвечать. Каково состояние ученика, родителей, классного руководителя? Поэтому зачетный урок - это плановое занятие, хорошо и грамотно организованное учителем.