Стратегия работы с одаренными детьми

На сегодняшний день хорошо зарекомендовал себя комплекс мероприятий для работы со способными детьми, предложенный челябинскими исследователями Н. Буториной и В. Григорьевских. Комплекс состоит из трех этапов:

1. Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов, групповых тестирований, социальных групповых листов.

2. Диагностика детей с помощью психологических тестов, с учетом их склонностей и интересов.

3. Работа педагогов с детьми по специализированным программам, направленным на развитие и углубление их способностей.

Большое внимание должно уделяться подготовке учителей для работы со способными и одаренными детьми. Необходимы целевое финансирование и специальная подготовка для такой работы. Педагоги должны научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика. И тогда, возможно, вырастет талант.

А. Пассов (1982) выделил 3 стратегии обучения одаренных:

• ускорение обучения,

• стимулирование одаренных детей на углубленное проникновение в изучаемый материал при более широком его охвате;

• качественно иное, принципиально новое содержание, не являющееся ни продолжением, ни более широким изложением материалов, включаемых в общепринятые учебные программы.

Эта стратегия полностью оправдала себя в Ростовской СШ № 2, являющейся базовой школой Ростовской академии архитектуры и искусств и школой-лабораторией Академии педагогических и социальных наук.

Пассов предложил 7 принципов специализации учебных программ применительно к одаренным детям разного возраста.

1. Содержание учебной программы должно предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления.

2. Учебная программа для одаренных детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления и навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмыслить имеющиеся знания и генерировать новые.

3. Программа должна давать детям возможность постоянно приобщаться к новому, непрерывно развивающемуся потоку информации, прививать им стремление к приобретению знаний.

4. Программа должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.

5. Программа должна поощрять инициативу и самостоятельность детей в учебе и развитии.

6. Программа должна способствовать развитию сознания и самосознания детей, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой.

7. Особое внимание следует уделять сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: