Методы педагогического исследования

Все методы педагогического исследования по сути можно разделить на три группы:

• эмпирические (по греч. empeiria - опыт в естественных условиях);

• теоретические;

• сравнительно-исторические.

К эмпирическому уровню относятся методы научного познания, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой. Эти методы обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания педагогической теории. К ним относятся:

- научное наблюдение,

- разные виды эксперимента (в том числе эксперименты (эксперимент по-латински «опыт») с материальными моделями);

- работа с научными фактами (описание полученных результатов);

- классификация фактов, их систематизация;

- анализ фактов и обобщение (обобщение уже близко к теоретическому уровню).

Теоретическому уровню научного познания служат методы, которые обеспечивают разработку научной теории как логически структурированных знаний об объективных законах действительности. К числу этих методов относятся:

- научная абстракция;

- идеализация;

- мысленные модели;

- научные идеи;

- гипотезы;

- дедуктивные методы формализации (дедукция по-латински выведение, т. е. умозаключение от общего к частному).

В педагогических исследованиях различия между группами методов относительны. Эмпирическое познание невозможно без теоретического размышления, без понятий, гипотез, теорий. В то же время даже самая абстрактная теория всегда опирается на практику.

Воспитательные явления и процессы мы можем познать по существу и по форме только при условии, если будем исследовать их современное состояние и предшествующее развитие, основные тенденции этого развития, их общие и особенные признаки проявления в отдельных общественно-экономических формациях, в конкретно-исторических условиях. Для познания воспитательных явлений и процессов важную роль играют также методы:

- генетический,

- исторический,

- сравнительный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: