Все методы педагогического исследования по сути можно разделить на три группы:
• эмпирические (по греч. empeiria - опыт в естественных условиях);
• теоретические;
• сравнительно-исторические.
К эмпирическому уровню относятся методы научного познания, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой. Эти методы обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания педагогической теории. К ним относятся:
- научное наблюдение,
- разные виды эксперимента (в том числе эксперименты (эксперимент по-латински «опыт») с материальными моделями);
- работа с научными фактами (описание полученных результатов);
- классификация фактов, их систематизация;
- анализ фактов и обобщение (обобщение уже близко к теоретическому уровню).
Теоретическому уровню научного познания служат методы, которые обеспечивают разработку научной теории как логически структурированных знаний об объективных законах действительности. К числу этих методов относятся:
- научная абстракция;
- идеализация;
- мысленные модели;
- научные идеи;
- гипотезы;
- дедуктивные методы формализации (дедукция по-латински выведение, т. е. умозаключение от общего к частному).
В педагогических исследованиях различия между группами методов относительны. Эмпирическое познание невозможно без теоретического размышления, без понятий, гипотез, теорий. В то же время даже самая абстрактная теория всегда опирается на практику.
Воспитательные явления и процессы мы можем познать по существу и по форме только при условии, если будем исследовать их современное состояние и предшествующее развитие, основные тенденции этого развития, их общие и особенные признаки проявления в отдельных общественно-экономических формациях, в конкретно-исторических условиях. Для познания воспитательных явлений и процессов важную роль играют также методы:
- генетический,
- исторический,
- сравнительный.