Приоритетные технологии глобального урока

1. Технологии, способствующие развитию критического мышления.

Критическое мышление можно определить как такое мышление, которое помогает нам принять обдуманное, осмысленное решение о том, чему верить, что делать. К компонентам критического мышления можно отнести любознательность, скептицизм, рефлексию, рационализм.

2. Сотрудничество в учении.

В процессе совместной работы учащиеся смогут понять, что их многое связывает, узнать о других взглядах и точках зрения. Сотрудничество в учении поможет детям научиться общаться с другими людьми, включая и тех, кто не похож на них. Оно является эффективным и достоверным способом решения проблем как в процессе обучения, так и в жизни. Сотрудничество в учении имеет место лишь тогда, когда учащиеся понимают, что смогут достичь поставленных целей только в том случае, если другие учащиеся, с которыми они совместно работают, тоже их достигнут.

3. Целостно-коммуникативный подход к обучению.

Сущность данного подхода заключается в том, что, осуществляя его, мы одновременно развиваем у учащихся как рецептивные, так и репродуктивные умения. Основная предпосылка данного подхода: учащихся необходимо обучать функциональной грамотности; язык должен" использоваться как средство коммуникации; использование должно касаться насущных проблем; каждое слово должно иметь значимость и значение.

4. Модульная технология.

Существует несколько подходов к пониманию сущности модуля:

• формирование самостоятельно планируемой единицы учебной деятельности, помогающей достичь четко определенных целей;

• построение автономных порций учебного материала;

• единица, задающая переход от профессиональной деятельности к учебной, от реальных задач - к проблемам аудиторным;

• фрагмент содержания курса вместе с методическими материалами к нему;

• определенный объем учебной информации, необходимый для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности. Он может включать несколько модульных единиц и компонентов. Компоненты могут варьировать в зависимости от дисциплины.

5. Технология эпистем.

Эпистемы, или проблемно-познавательные темы, в том или ином виде, с той или иной степенью полноты сами собой возникают в процессе знакомства ребенка с окружающим миром и сопровождают человека на протяжении всей его жизни, помогая понять себя и мир. Действительно, в культуре существуют явления, которые как бы концентрируют в себе колоссальные - в количественном и качественном отношениях - усилия человечества, содержащие неохватную и непосильную единичному человеческому разуму программу историко-культурного развития. Например, Город, Война, Дерево и др. Такие эпистемы можно вводить в учебный процесс в любом количестве и в любом порядке - все зависит от конкретных обстоятельств, от того, как смогут договориться между собой учителя-предметники о выборе содержательного поля.

Отработка программы функционирования российской модели школьного глобального образования осуществляется в одной из школ Волгограда. Здесь объединились творческие усилия ученых педагогического университета и учителей школы.

Лаборатория глобального образования создана с целью вхождения школы, района, города, области в международный проект «Глобальное образование» и осуществления научного, учебно-методического обеспечения развития глобального образования. Лаборатория глобального образования, следуя принципам всемерной гуманизации и гуманитаризации отечественного образования через их осмысление, ведет просветительско-организаторскую и исследовательскую работу по нескольким методическим направлениям.

Просветительско-организаторская деятельность лаборатории связана с распространением идей глобального образования в различных формах повышения научно-методической подготовки педагогов школ и совершенствования их профессионального мастерства в целом. Среди них: подготовка и проведение методической учебы «Проблемы глобального образования» и «Глобальная ориентация урока»; участие в работе методических объединений учителей-предметников школы; проведение семинаров различного уровня (района, города, области) по тематике, глобального образования; участие в научно-практических конференциях и семинарах ГМЦ, ИУУ и ВГПУ.

Исследовательская деятельность лаборатории реализуется через опытно-экспериментальную работу школы.

В процессе обобщения философской теории глобального образования и внедрения ее в практику российской школы конкретизированы цели и задачи этого образования.

В концепции школы цель глобального образования сформулирована как создание условий для понимания целостности и взаимозависимости мира, единства человека и природы; преодоление расщепленности человеческого сознания и души. Данная цель образования реализуется, на наш взгляд, благодаря решению конкретных задач:

• формирование мировоззрения учащихся, в котором человек признает и ценит единство мира, осознает свое место в нем;

• развитие кросс-культурной грамотности (знание культуры других народов);

• формирование эксцентрического экологического сознания;

• формирование непредвзятого взгляда на мир (эмпатия, толерантность и др.).

Исходя из анализа образовательной ситуации школы создана программа развития в условиях эксперимента, которая определяет деятельность школы по пяти направлениям:

1) создание и апробация учебного плана школы глобальной ориентации;

2) освоение содержания глобального образования,

3) поиск и освоение новых эффективных технологий образования, в том числе и технологий глобального образования;

4) создание модели воспитательной системы школы глобальной ориентации;

5) развитие нормативной базы опытно-экспериментальной площадки.

Несомненный интерес представляет отражение глобалистской тематики в Петербургской концепции воспитания, разработанной в 1993 году коллективом педагогов под научным руководством доктора педагогических наук, профессора университета педагогического мастерства И. А. Колесниковой. В этой концепции есть специальный раздел «Воспитание человека Мира». Подчеркивается, что человечество, вступив в последнее десятилетие XX столетия, начинает осознавать себя как общность, ответственную за продолжение жизни на Земле. Единство с Природой и поддержание ее ресурсов в планетарном масштабе, причастность к процессам развития ноосферы, встроенность в машинную цивилизацию - объединяет людей. Жизнь в XXI веке потребует нового качества подходов к решение глобальных проблем, поэтому в воспитании ребенка как человека Пира могут быть намечены основные на правления:

- формирование планетарного, глобального мышления, целостного восприятия окружающего мира и человека как его неотъемлемой части и высшей ценности, чувства личной ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя Земли;

- формирование экологического поведения, обеспечивающего сохранение на Земле природы и человека, их взаимодействия;

- воспитание в духе ненасилия, направленное на установление гуманистического типа отношений между людьми.

Ведущими идеями при этом будут:

- идея общности, гармонии индивида со Вселенной и человечеством, основанная на экологии природы и человека;

- идея целесообразности поведения человека в условиях развития ноосферы как существа природного, социального, активного;

- идея ценностно-смыслового равенства людей.

В совместной деятельности детей и взрослых в работе по этим направлениям актуален принцип «мыслить глобально - действовать локально», утверждающий созидательную позицию во взаимодействии с миром и окружающей средой на фоне общечеловеческих проблем, затрагивающих жизнедеятельность каждого.

Одним из отправных пунктов работы может стать созидание (совместно с учащимися и их родителями) интегративных курсов и программ, сводящих в проблематику эпохи ноосферы.

На пути формирования гражданина Мира необходимо пробуждение интереса к экологическим вопросам, основанного на умении общаться с Природой, читать Книгу Природы, понимать закономерности ее развития. Современному школьнику необходимы знания о себе как природном существе, на каждом этапе образования он должен представлять целостную картину мира и своего места в нем.

Центральными здесь становятся такие категории, как Вселенная, Космос, Планета, Ноосфера, Пространство, Время и др.

Рекомендуется включение курсов экологической направленности, связанных с охраной окружающей среди, собственного организма, дисциплин валеологического цикла в учебный план работы школ всех типов на уровне нормативных курсов, спецкурсов, факультативов, кружков. В содержательном отношении решении этих задач может служить и курс обеспечения основ жизнедеятельности.

Молодому жителю Петербурга необходима реалистичность взглядов на состояние окружающей среды своего региона в сравнении с другими областями и регионами страны и мира. Для этого продуктивно привлечение школьников к исследованиям и оценке состояния города и окрестностей, знакомство с экологически неблагоприятными зонами, с последствиями невежественного обращения человека с окружающей средой. Возможна организация выездных полевых экологических практикумов, экологических экспедиций, других активных форм, способствующих накоплению опыта экологической деятельности, освоения современных вариантов охраны среды и человека.

Учащиеся школ, педагоги, родители могут привлекаться к участию в международных, региональных, городских экологических акциях. Например, под эгидой ЮНЕСКО в Петербурге осуществляются:

- школьный проект «Балтийское море», в котором учащиеся Петербурга участвуют вместе с детьми из Швеции, Дании, Финляндии;

- российско-французский проект «Нева-Сена», предполагающий организацию совместных лагерей и обмен опытом экологической работы двух стран.

В Санкт-Петербурге силами детей и взрослых осуществляется акция «Чистые воды Невы». Изучается микрофлора и состав загрязненной воды, собираются данные по другим рекам Невского бассейна.

Операция «Чистый город» предполагает работу по очистке и озеленению дворов, изготовлению кормушек и домиков для птиц, заботу о домашних животных.

21 апреля - Всемирный день Земли. В этот день можно принять участие в городской Ассамблее членов экологического движения, которую организует Дворец творчества юных.

Прогностическая и креативная деятельность успешно может быть организована также на основе имитационного моделирования. Разработаны и используются дидактические игры «Экология и мы», «Ноосфера», «Разумный глобализм», «Экологический совет» и др.

Воспитание в духе ненасилия предполагает формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как членов единого человеческого сообщества. При этом необходима информация о том, что такое экономические, политические, социальные права и свободы человека. Это также подразумевает обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия отдельных людей, носителей различных взглядов и концепций, различных национальных групп, различных культур, стран. Кроме того, ставится задача помочь детям разобраться в истинных причинах разъединения людей в современном мире. Существенными компонентами психологии ненасилия является уважение к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина Земли и своей страны, живущего по законам Добра, Красоты, правды, внутреннее неприятие любых форм населения и неуважения к человеку; знакомство с приемами социально-психологической защиты личности в ситуациях социальной напряженности и конфликтов, обучение рефлексии собственного поведения и отношений с другими людьми. Формами работы в таком направлении могут стать:

- изучение документов, определяющих морально-правовую основу педагогики ненасилия;

- знакомство с работами выдающихся философов мира, занимавшихся проблемами толерантности, с историей миротворческих идей, движений в мире и в нашей стране;

- выявление и анализ реальных проблем и ситуаций, возникающих в жизни школьников и их семей, с позиции бесконфликтности, компромисса, ненасилия, равного права;

- накопление опыта миротворческой и благотворительной деятельности на уровне класса, семьи, школы, в рамках международных движений и акций, объединяющих школьников, родителей, педагогов, общественность разных стран;

- организация с учащимися, родителями, учителями практикумов по конфликтологии, культуре, коммуникации; проведение различного рода игр, формирующих опыт бесконфликтного, ненасильственного пути решения противоречий;

- создание в учебно-воспитательном учреждении психологически комфортной обстановки, эталонной в отношении системы взаимодействия детей и взрослых.

Таким образом, авторы Петербургской концепции воспитания видят глобализацию образования прежде всего как формирование межрасовой, межэтнической, межконфессиональной, межкультурной толерантности.

7.3. Формирование глобального (планетарного) мышления учащихся

Глобальное образование основано на концепции, согласно которой информация о мире должна быть представлена как существенная для выживания человека в сообществе людей и в природе, а формирование непредвзятого взгляда на мир зависит и от отбора фактов из разных областей знаний, и от стратегии познания, от вовлеченности разнообразных ментальных процессов, обусловливающих переработку и обмен информацией.

Глобально-ориентированное мышление внедряется в школах, с одной стороны, как идеология непредубежденного восприятия мира во всей его сложности и многообразии, а с другой стороны, как когнитивно-коммуникативная технология ведения урока, отражающаяся в учебных планах и программах.

Наиболее известные подходы к построению учебного плана школы глобальной ориентации основаны на следующих принципах:

• наличие на каждой ступени «стержневого» интегрированного курса, объединяющего учебные дисциплины, наполненные глобальным содержанием;

• сочетание концентричности и линейности в учебных программах по каждой дисциплине;

• доминанта практической эстетики в «стержневом» курсе на начальной ступени, естественных наук - на средней ступени и философско-социального аспекта на старшей ступени;

• упор на развитие интеллектуальных операций на всех ступенях;

• личностная ориентация обучения (ученик - в центре образования);

• создание постепенно расширяющегося тезауруса понятий;

• обучение самовыражению через каждую из дисциплин;

• организация познания как формирование картин мира в их многообразии и единстве.

Если же планетарное мышление формируется в рамках отдельных курсов (например, курс «Человек и космология», разработанный учителем ростовской СШ № 15 Р. Т. Морозовой), то образовательные задачи могут быть несколько сужены. Обычно ставится цель дать научный комплексный анализ человека как существа социоприродного, космопланетарного, в котором в одно целое соединены космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная стороны индивида. При этом личность выступает в качестве интегрирующего фактора человеческой природы, корни которой уходят в глубины Космоса.

Избрав концепцию глобального образования, школа должна ориентироваться в своем развитии на целостное познание окружающего мира, осмысление состояния планеты Земля, осознание процессов, протекающих в мире, изучение различных культур мира, проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество в начале XXI в.

Одним из явлений, способствующих рождению в педагогической теории направления глобального образования, можно считать современные глобальные проблемы человечества. С ними связано зарождение в общественном сознании тревоги за судьбу земной цивилизации, осознание того, что необходимо формировать взгляд на мир как на многообразное, но единое целое, где от действий каждого зависит благополучие всех.

Концепция глобального образования хорошо согласуется с идеей его гуманизации и экологизации. Есть опасения, что «экология» становится модной темой. Так ли это? Вдумайтесь в слова: |«проблема выживания человечества». Проблема - общая для всех иродов, для каждого из нас.

Добиться осознания этой, казалась бы, простой мысли, составляющей основу экологической нравственности, каждым выпускником, сформировать исходные навыки экологической культуры - одна из задач школьного образования.

Современная экология - это образ мысли. Человек должен мыслить глобально, а действовать локально, понимая, что от действий его зависит судьба многих. Формирование экологически грамотного гражданина - одна из главных задач глобального образования.

В контексте реализации общих целей и задач глобального образования становится актуальным определение содержания и включения системы эстетического цикла в учебный план школы. Этот процесс предполагает интеграцию трех основных направлений: эстетического, исторического и собственно культурологического, взаимодействие которых, с учетом возможности выхода на Другие блоки дисциплин (общественных, гуманитарных, естественных), позволяет обеспечить становление концептуальной картины мира.

Проблема целостного видения картины мира решается в рамках эстетического направления, путем использования различного рода интегративных связей, в частности синхронизации содержания (ИЗО - художественный труд, I-III класс) и корреляции (установление внутренних связей между музыкой, литературой и изобразительным искусством - «Музыка», V класс).

Осмысление действительности во всем многообразии ее проявлений, рассмотрение как собственно эстетических, так и гуманитарных, нравственных, этических, экологических и других проблем, выявление взаимосвязи и взаимовлияния различных культурных подсистем обеспечивает глобально-ориентированный характер этих курсов;

Понимание и интерпретация культурных традиций других народов, уважение к ним, полноценное вхождение человека в мировое сообщество невозможны без осознания им самого себя, а следовательно, своей собственной духовной культуры. Становление и развитие русской культуры, основные тенденции и этапы ее эволюции, роль и место художественного наследия нашей страны в мировом культурном процессе является предметом изучения в курсе «Русская национальная культура» (VIII-XI классы).

В целом изучение предметов культурологического блока дает учащимся возможность приобщения к достижениям мировой и отечественной художественной культуры, развития их эстетического и художественного вкуса, способности ориентироваться в культурной среде современного общества, формирования представлений о многообразии и самоценности различных культур. Оно помогает детям свободно определить собственные мировоззренческие позиции, осуществить целенаправленную самостоятельную личностную ориентацию в современном мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: