Тезаурус

Авторитарный - властный, основанный на беспрекословном подчинении.

Адаптация - процесс «врастания» организма или личности в изменившиеся условия существования.

Акселерация - явление ускорения полового созревания, увеличение роста и скорости его изменения у детей и подростков, отмечаемое со второй половины XIX в.

Андрогогика - раздел педагогики, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым человеком в процессе учебной деятельности, а также особенностей руководства ею со стороны профессионального педагога.

Антипедагогика - течение в педагогике стран Западной Европы и США второй половины XX в., обосновывающее отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирования личности.

Аутизм - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Бихевиоризм - направление в психологии и педагогике, ограничивающее предмет изучения лишь поведением человека как ответом на раздражения среды.

Брайля точечная азбука - система рельефной письменности для слепых, в которой буквы, цифры, ноты и знаки препинания обозначаются различными комбинациями расположения шести выпуклых точек.

Валидность - действительность полученных в исследовании результатов; соответствие выбранной методики исследований условиям эксперимента.

«Вальдорфская педагогика» - совокупность методов и приемов обучения и воспитания, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных сил.

Вербализм в обучении - недостаток, выражающийся в преобладании словесного способа сообщения знаний.

Гипотеза - предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки и доказательства.

Глобальная педагогика - педагогика общечеловеческого, нравственного воспитания детей и юношества на основе народной педагогики и достижений мировой педагогической науки, формирующая гражданина планеты.

Глобальное явление - это достижение, открытие, изобретение, которое теряет свою «территориальную» принадлежность, т. е, локальность, и становится достоянием всего человечества: «школа» (Древний Рим); классно-урочная система (Я. Коменский) и др.

Гносеология - теория познания.

Государственные образовательные стандарты - основа объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования; разрабатываются на конкурсной основе не реже одного раза в 10 лет и устанавливаются федеральным законом.

Гуманизация науки - поворот науки «лицом к человеку» - обращенность к его духовным и материальным запросам, устремлениям и проблемам.

Гуманизм - система воззрений, признающая ценность человека как личности, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости - нормой отношений между людьми.

Гуманитаризация образования - насыщение учебного плана науками о человеке.

Дактикология - своеобразный вид словесной речи (глухонемых), когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки.

Деменция - слабоумие, наступившее в результате органических или функциональных нарушений деятельности головного мозга. Деменции предшествует период нормального интеллектуального развития.

Депривация - отклонение в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка, нарушение социальных контактов в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении психических потребностей.

Детерминация - обусловленность, определенность чем-то.

Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

Децелерация - явление массового торможения в интеллектуальном, психическом и физическом развитии детей и подростков вследствие объективных причин (экология, социальная фрустрация, массовая алкоголизация населения и др.), наметилось в России в середине 90-х годов XX в.

Дидактика - отрасль педагогики, теория обучения.

Дидактические игры - игры, специально предназначенные для реализации целей обучения.

Запущенность педагогическая - комплекс негативных качеств личности и поведение, противоречащее требованиям школы и общества; устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленное негативным влиянием среды и ошибками в воспитании.

Императив - повеление, требование, приказ.

Коммунарская методика - система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма (синоним - коллективные творческие дела, КТД).

Контекст - законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы.

Креативность - творчество.

Кросс-культурная грамотность - уровень постижения чужой культуры, на котором признаются особенности культуры другого народа, ее полноценность и самобытность.

Личностный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту образовательного взаимодействия.

Логопедия - теория и практика преодоления нарушений развития речи у детей, раздел дефектологии.

Маргинал - человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни; лицо, находящееся на периферии общества; бродяга, бомж.

Народная педагогика - тысячелетний совокупный опыт народа, передающийся из поколения в поколение, секреты и мудрость народа в сфере воспитания.

Нравственный идеал - совершенный образец, к которому стремится человек в своем нравственном развитии.

Обученность - результат учения, проявляющийся в уровне мировоззрения, индексе культуры (в частности - в профессиональной подготовленности).

Олигофренопедагогика - наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей.

Онтогенез (в педагогике) - физическое и психическое развитие человека от рождения до смерти.

Парадигма образования - концептуальная модель образования.

Педология - течение в педагогике и психологии конца XIX - середины XX в., обобщенно использующее психологические, анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы при обучении и воспитании детей.

Социализация личности - процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.

Суггестия - внушение.

Сурдопедагогика - наука о воспитании и обучении глухих и слабослышащих детей, раздел дефектологии.

Творческие способности - синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности.

Тифлопедагогика - наука о закономерностях обучения и воспитания слепых и слабовидящих, раздел дефектологии.

Факультатив - необязательный учебный предмет, изучаемый по личному желанию для расширения общекультурного и теоретического кругозора.

Элективный курс - обязательная (одна из двух или трех, по выбору) учебная дисциплина.

Этнопедагогика - самобытная, исторически сложившаяся система воспитания детей и юношества на основе традиций, веры, хозяйственно-экономического и культурного уклада жизни определенного народа (этнопедагогика чувашского народа, этнопедагогика татарского народа и др.)

ЛИТЕРАТУРА

1. Абросимова Е. Г. Некоторые аспекты создания экологически чистой среды // Витагенная педагогика как основа развития личности. - Ростов н/Д: ГинГо, 2001.

2. Андреева Е. Л. Глобализация образования на примере Германского прикладного университета Висбадена // Проблемы интернационализации образовательных программ подготовки специалистов в сфере экономики для создания сети международных студенческих обменов. Материалы конференции 23-27 мая 2000 г. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.

3. Астахова Е. С. Роль архитектурной среды в психолого-педагогических аспектах образования // Инновационные аспекты учебного и воспитательного процессов в технических вузах. Материалы научно-методического семинара вузов Северного Кавказа. - Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 1999.

4. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982.

5. Бабанский Ю. К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса (В вопросах и ответах). - Киев: Рад. школа, 1984.

6. Батурина Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения // Сов. педагогика, 1975, № 4.

7. Белкин А. С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекций (материалов лекций). - Нижний Тагил: НТФ ИРРО, 1997.

8. Белкин А. С., Жукова И. К. Витагенное образование. Голографический подход. - Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1999.

9. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

10. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. М., 1976.

11. Битинас Б. П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. - Вильнюс, 1971.

12. Богоявленская Д. Б. Одаренность: предмет и метод // Магистр, 1994, № 2.

13. Богуславский М. В. Граф Игнатьев // Магистр, 1993, № 4.

14. Бодалев А. А. Об одаренности человека как субъекта общения // Мир психологии, 1998, № 4.

15. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика. - Москва - Ростов н/Д: Учитель, 1999.

16. Бондаревская Е. В. Отечественная культурно-педагогическая традиция // Опыт разработки концепции воспитания, ч. 1. - Ростов н/Д: Изд-во РИПК и ПРО, 1993.

17. Буданова Г. П. Свободное время ребенка в изменяющемся социуме // Магистр, 1993, № 5.

18. Быков В. В. Методы науки. - М.: Наука, 1974.

19. Быховский А. На пути к глобальной этике (Религиозно-нравственные искания В. И. Вернадского) // Наука и религия, 1989, № И.

20. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988.

21. ВГОС «Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. - М., 1993.

22. Виноградов В. В. Построение учебного плана школы глобальной ориентации // Завуч, 1999, № 8.

23. Глинский Б. А. и др. Моделирование как метод научного исследования. - М., 1965.

24. Глобализм как феномен и мировоззрение // Мир психологии, 1999, № 3.

25. Горбатюк А. Н. Творчество как наивысшая форма человеческой деятельности // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 12. - Ростов н/Д: ГинГо, 2001.

26. Гришин Д. М. Новое космические мышление и педагогика // Психолого-педагогические проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя. - Тула: Изд-во ТГПИ, 1994.

27. Данилов М.А. Общая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях // Сов. педагогика, 1972, № 5.

28. Дыхан Л. Б. Теоретические и практические аспекты валеологизации образовательной среды // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 12. - Ростов н/Д: ГинГо, 2001.

29. Емелина Т. А., Спалвис А. Г., Фролова Т. Ф. Развитие детей в классах повышенного педагогического внимания // Инновационная школа, 1996, № 2.

30. Завельский Ю. К. Концепция работы гимназии № 1543 с одаренными детьми // Завуч, 2000, № 1.

31. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1982.

32. Зайцева И. А. Взаимодействие - основа построения образовательной среды // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 9. - Ростов н/Д: ГинГо, 2000.

33. Зайцева И. А. Моделирование образовательной среды // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 8. - Ростов н/Д: ГинГо, 2000.

34. Зайцева И. А. Многонациональная образовательная среда: Уроки этнического взаимодействия // Известия Академии педагогических и социальных наук, 2002, № 6.

35. Зайцева И. А. Организация взаимодействий для создания воспитывающей среды // Витагенная педагогика как основа развития личности. - Ростов н/Д: ГинГо, 2001.

36. Земская Н. Е. Реалии жизни - основа деятельности школьного логопеда // Витагенная педагогика как условие развития личности. Материалы научно-практич. конф. 18.11.99. - Ростов н/Д: ГинГо, 1999.

37. Зуева О. Н., Вишневская Л. И., Таловикова Л. В. Интернационализация образовательных программ подготовки специалистов в области ассортимента и качества потребительских товаров // Проблемы интернационализации образовательных программ подготовки специалистов в сфере экономики для создания сети международных студенческих обменов. Материалы конференции 23-27 мая 2000 г. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.

38. Из опыта преподавания математики в средней школе: Пособие для учителей / Сост.: А. В. Соколова, В. В. Пикан, В. А. Оганесян. - М.: Просвещение, 1979.

39. Кабанова-Меллер Е. А. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 1981.

40. Как провести социологическое исследование / Под. ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. - М.: Политиздат, 1990.

41. Канарская И. А. Пути совершенствования педагогического эксперимента / Организация и методика экспериментальных педагогических исследований. - М.: изд. РоПИИшкол, 1983.

42. Кащенко В. П. Педагогическая корреляция. - М.: Просвещение, 1994.

43. Кларин М. В. Система полного усвоения в мировой теории и практике обучения // Магистр, 1993, № 5.

44. Ковалев Н. Е. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 1975.

45. Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика, 1995, № 6.

46. Королев Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике // Проблемы теории воспитания. Сб. статей. - М., 1974.

47. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.

48. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания педагогики. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.

49. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. М., 1997.

50. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970, 1980.

51. Кукушин В. С. Витагенная педагогика в пенитенциарной школе // Мир образования и образование в мире, 2001, № 1.

52. Кукушин В. С. Витагенная педагогика как объективная реальность в школе этнокультуры // Известия Академии педагогических и социальных наук, 2001, № 5.

53. Кукушин В. С. Основы валеологии. - Ростов н/Д: ГинГо, 1998.

54. Кукушин В. С. Система развития учащихся в классах повышенного педагогического внимания // Витагенная педагогика как условие развития личности. Материалы III научно-практической конференции в Новочеркасске. - Ростов н/Д: ГинГо, 2001.

55. Кукушин В. С. Учителю физики о воспитании. - Ростов н/Д: ГинГо, 1999.

56. Кукушин В. С. Экология человека. - Ростов н/Д: Логос, 1994.

57. Кукушин В. С. и др. Школьный интерьер. - Ростов н/Д: Изд-во ОблИУУ, 1990.

58. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии / Под ред. Е. В. Бондаревской. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995.

59. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. - М., 1960.

60. Мальцев А. А., Чистяков Ю. Ф. Локальные цивилизации и межцивилизационные связи с точки зрения системного подхода // Проблемы интернационализации образовательных программ подготовки специалистов в сфере экономики для создания сети международных студенческих обменов. Материалы конференции 23-27 мая 2000 г. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.

61. Методы научно-педагогического исследования. Сб. статей / Под. ред. Ю. К. Бабанского и В. С. Ильина. - Ростов н/Д: Изд-во РГПИ, 1972.

62. Методы педагогических исследований / Под. ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева - М., 1979.

63. Моносзон Э. И. Основы педагогических знаний. - М.: Педагогика, 1986.

64. МОПО Ростовской области. О содержании образования в Ростовской области. - Ростов н/Д: Юг, 1999.

65. Морозова Р. Т. Человек и космология. Авторская программа факультатива для 11 класса // Глаза Земли. Вып. 6. Творческие работы педагогов естественнонаучного цикла. - Ростов н/Д: ГинГо, 1998.

66. Неижко Л. А. Эффективность применения средств обучения в учебном процессе // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 11. - Ростов н/Д: ГинГо, 2001.

67. Непомнящий А. В. Гуманитарное образование в высшей технической школе. - Таганрог: Изд-во ТРТИ, 1992.

68. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995.

69. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей / Под ред. В. И. Андреева. - Казань: Изд-во КГУ, 1989.

70. Педагогическая диагностика и коррекция речи / Под ред. М. А. Поваляевой. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.

71. Пилипповский В. Я. Традиционалистско-консервативная парадигма в теории обучения на Западе // Педагогика, 1992, № 9-10.

72. Плешкова Г. В. Просвет: умерщвление души // Русский дом, 2000, № 9.

73. Подставко Г. А. Концепция воспитательной работы // Классный руководитель, 1999, № 1.

74. Принцип отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия. - М., 1973.

75. Проблемы совершенствования методов дидактических исследований. М., 1971.

76. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. - М.: Академия, 1996.

77. Разумовская Т. В. Глобальное образование в российской школе // Завуч, 1999, № 8.

78. Рудаков С. В. Глобализм как феномен и мировоззрение // Мир психологии, 1999, № 3.

79. Семенова С. Г. Русский космизм. Вступительная статья // Русский космизм. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

80. Синицин М. В. Школьное образование старшеклассника // Русский дом, 2000, № 9.

81. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. - М.: Педагогика, 1989.

82. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований, М., 1986.

83. Слуцкий В. М. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека. - М.: Просвещение, 1992.

84. Соловьева Е. А. О художественных способностях детей // Завуч, 2000, № 6.

85. Сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе / Под ред. И. Т. Огородникова. М., 1969.

86. Степанов С. Ю. и др. Пакет программ расчета характеристик диалогического мышления в решении творческих задач. - М., 1986.

87. Столяренко Л. Д. Педагогика. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.

88. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Педагогика: 100 экзаменационных ответов. - Ростов н/Д: МарТ, 2001.

89. Талант нужно беречь // Мир психологии, 2000, № 1.

90. Таланчук Н. М. Критерии оценки передового педагогического опыта // Советская педагогика, 1979, № 7.

91. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. A. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М., 1979.

92. Третьяков П. Н. Управление школой по результатам. - М.: Новая школа, 1998.

93. Тэкэкс К. Одаренные дети / Под, ред. Г. В. Бурменской и B. М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991.

94. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. Том 11. - М., 1954.

95. Фатхулина Г. Г. Современные концепции раннего развития. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1994.

96. Фиранер С. С., Горожанкина З. Н. Развитие творческого потенциала классных руководителей в процессе повышения квалификации. - Ростов н/Д: Изд-во РИПК и ПРО, 1990.

97. Ховард Д. Школа завтрашнего дня. - М.: МЦМСО, 1992.

98. Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лоренов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. - М.: Новая школа, 1994.

99. Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., Платохина Н. А. Ребенок в пространстве города. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000.

100. Штофф В. А. Введение в методологию научного познания. - Л., 1972.

Приложение 1. Кодекс учителя России

А. Адамский (Россия)

1. Нет ответов правильных и неправильных.

2. Бессмысленно задавать ребенку вопрос, на который ты сам знаешь ответ. Не проверяй ребенка, а вместе с ним ищи.

3. Доверяй ребенку больше, чем себе, больше, чем написанным правилам.

4. Откажись от подозрений - если ребенок нарушил правила, у него была причина это сделать.

5. Право ребенка на ошибку связано с риском.

6. Самостоятельность - связана с риском. Незнание - связано с риском. Доверие и искренность - связаны с риском. Свобода ребенка - связана с риском.

7. Признать суверенитет ребенка рискованнее, чем контролировать каждый его шаг.

8. Не враги родители ребенку своему, не заставляй их доносить и предавать.

9. Спеши признать незнание свое и слабость свою.

10. Откажись от определений - простое сведение не заменяет высокое знание. Не требуй заучивания правил - знание живет не в правилах, а в способности открывать и востребоваться.

11. Не сравнивай одного с другим - все хороши по-разному. Сравни его сегодняшнего с ним вчерашним.

12. Не следуй плану - он принадлежит только тебе, но не стал общим с детьми содержанием.

13. Гораздо важнее то, КАК мы открыли, чем то, ЧТО мы открыли. Знание приходит, когда я понимаю, как я понял. И мне интересно понимать.

14. Не сторож ты ученику своему. Не следователь, не судья, не истец. Не дано тебе право судить, прав или нет он в ответах своих и в поступках. Не ошибается он, а ищет путь свой.

Приложение 2. Заповеди учителя

(собраны А. Адамским по школам России)

1. Всегда знай, как ребенок должен себя вести. Система требований - главное в твоей работе.

2. Умело управлять коллективом - это твое оружие. Коллектив влияет на ребенка, через коллектив ты проводишь в жизнь свои требования.

3. Всегда знай правильный ответ на свой вопрос.

4. Ты - хранитель знаний, хранитель правильных ответов. Не позволяй ученикам усомниться в твоей правоте.

5. Учеба - главное в жизни ребенка, его работа, его дом. Хороший ученик - хороший ребенок, плохой ученик - плохой ребенок.

6. На уроке все должны быть внимательны, все должны слушать только тебя. Кто отвлекается - нарушитель, накажи его. За неправильный ответ - накажи его. За нарушение правил - накажи его. За подсказку - накажи его. За опоздание - накажи. За крик, нарушение формы, бег - накажи, накажи, накажи.

7. Не оставляй нераскрытым ни одно нарушение. Найди виновного, а если не удастся - накажи всех.

8. Родители - твои союзники. Добейся от них контроля за ребенком и информации о его поведении дома. Пусть он знает, что ты и родители - одна сила.

9. Ты - образец, твое решение задачи - образец, твоя грамотность, каллиграфия - образец, твои навыки - образец.

10. Если ты потеряешь лидерство - ты больше не учитель.

Приложение 3. Заповеди преподавателя

Авторы - учителя и ученики СШ № 19 г. Днепропетровска (Украина)

1. Люби детей. Защити их любовью и правдой.

2. Не навреди.

3. Ищи в детях хорошее.

4. Научи детей думать и любить.

5. Все - без принуждения.

6. Ни дня - без новизны.

7. Преподаватель - друг и помощник ученика в его развитии и самосовершенствовании.

8. Воспитывай, опираясь на природу ученика.

9. Учитель - автор своей программы, системы, методов, своего класса.

10. Учитель учит других до тех пор, пока он учится сам.

Антизаповедь:

Коли нет в сердце тепла к детям, прохожий, уйди из школы.

Приложение 4. Заповеди преподавателя

Г. и Э. Кэрпару, известные румынские педагоги

1. Люби своего ученика.

2. Охраняй - своего ученика от физических и душевных страданий.

3. Будь добрым примером для своего ученика.

4. Играй со своим учеником, то есть уделяй ему необходимое время; играй с ним так, как ему хочется; игры его принимай всерьез; освойся с миром его представлений.

5. Трудись со своим учеником.

6. Позволь своему ученику приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно.

7. Покажи своему ученику возможности и пределы человеческой свободы.

8. Приучай своего ученика быть послушным, но мягко и деликатно.

9. Жди от своего ученика только таких мнений и оценок, на которые он способен в соответствии с опытом.

10. Предоставляй своему ученику возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний.


[1] Бхагаван Шри Раджниш. Пульсация Абсолюта. М., 1993. С. 11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: