Авторитарный - властный, основанный на беспрекословном подчинении.
Адаптация - процесс «врастания» организма или личности в изменившиеся условия существования.
Акселерация - явление ускорения полового созревания, увеличение роста и скорости его изменения у детей и подростков, отмечаемое со второй половины XIX в.
Андрогогика - раздел педагогики, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым человеком в процессе учебной деятельности, а также особенностей руководства ею со стороны профессионального педагога.
Антипедагогика - течение в педагогике стран Западной Европы и США второй половины XX в., обосновывающее отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирования личности.
Аутизм - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.
Бихевиоризм - направление в психологии и педагогике, ограничивающее предмет изучения лишь поведением человека как ответом на раздражения среды.
|
|
Брайля точечная азбука - система рельефной письменности для слепых, в которой буквы, цифры, ноты и знаки препинания обозначаются различными комбинациями расположения шести выпуклых точек.
Валидность - действительность полученных в исследовании результатов; соответствие выбранной методики исследований условиям эксперимента.
«Вальдорфская педагогика» - совокупность методов и приемов обучения и воспитания, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных сил.
Вербализм в обучении - недостаток, выражающийся в преобладании словесного способа сообщения знаний.
Гипотеза - предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки и доказательства.
Глобальная педагогика - педагогика общечеловеческого, нравственного воспитания детей и юношества на основе народной педагогики и достижений мировой педагогической науки, формирующая гражданина планеты.
Глобальное явление - это достижение, открытие, изобретение, которое теряет свою «территориальную» принадлежность, т. е, локальность, и становится достоянием всего человечества: «школа» (Древний Рим); классно-урочная система (Я. Коменский) и др.
Гносеология - теория познания.
Государственные образовательные стандарты - основа объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования; разрабатываются на конкурсной основе не реже одного раза в 10 лет и устанавливаются федеральным законом.
Гуманизация науки - поворот науки «лицом к человеку» - обращенность к его духовным и материальным запросам, устремлениям и проблемам.
|
|
Гуманизм - система воззрений, признающая ценность человека как личности, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости - нормой отношений между людьми.
Гуманитаризация образования - насыщение учебного плана науками о человеке.
Дактикология - своеобразный вид словесной речи (глухонемых), когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки.
Деменция - слабоумие, наступившее в результате органических или функциональных нарушений деятельности головного мозга. Деменции предшествует период нормального интеллектуального развития.
Депривация - отклонение в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка, нарушение социальных контактов в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении психических потребностей.
Детерминация - обусловленность, определенность чем-то.
Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.
Децелерация - явление массового торможения в интеллектуальном, психическом и физическом развитии детей и подростков вследствие объективных причин (экология, социальная фрустрация, массовая алкоголизация населения и др.), наметилось в России в середине 90-х годов XX в.
Дидактика - отрасль педагогики, теория обучения.
Дидактические игры - игры, специально предназначенные для реализации целей обучения.
Запущенность педагогическая - комплекс негативных качеств личности и поведение, противоречащее требованиям школы и общества; устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленное негативным влиянием среды и ошибками в воспитании.
Императив - повеление, требование, приказ.
Коммунарская методика - система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма (синоним - коллективные творческие дела, КТД).
Контекст - законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы.
Креативность - творчество.
Кросс-культурная грамотность - уровень постижения чужой культуры, на котором признаются особенности культуры другого народа, ее полноценность и самобытность.
Личностный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту образовательного взаимодействия.
Логопедия - теория и практика преодоления нарушений развития речи у детей, раздел дефектологии.
Маргинал - человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни; лицо, находящееся на периферии общества; бродяга, бомж.
Народная педагогика - тысячелетний совокупный опыт народа, передающийся из поколения в поколение, секреты и мудрость народа в сфере воспитания.
Нравственный идеал - совершенный образец, к которому стремится человек в своем нравственном развитии.
Обученность - результат учения, проявляющийся в уровне мировоззрения, индексе культуры (в частности - в профессиональной подготовленности).
Олигофренопедагогика - наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей.
Онтогенез (в педагогике) - физическое и психическое развитие человека от рождения до смерти.
Парадигма образования - концептуальная модель образования.
Педология - течение в педагогике и психологии конца XIX - середины XX в., обобщенно использующее психологические, анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы при обучении и воспитании детей.
|
|
Социализация личности - процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.
Суггестия - внушение.
Сурдопедагогика - наука о воспитании и обучении глухих и слабослышащих детей, раздел дефектологии.
Творческие способности - синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности.
Тифлопедагогика - наука о закономерностях обучения и воспитания слепых и слабовидящих, раздел дефектологии.
Факультатив - необязательный учебный предмет, изучаемый по личному желанию для расширения общекультурного и теоретического кругозора.
Элективный курс - обязательная (одна из двух или трех, по выбору) учебная дисциплина.
Этнопедагогика - самобытная, исторически сложившаяся система воспитания детей и юношества на основе традиций, веры, хозяйственно-экономического и культурного уклада жизни определенного народа (этнопедагогика чувашского народа, этнопедагогика татарского народа и др.)
ЛИТЕРАТУРА
1. Абросимова Е. Г. Некоторые аспекты создания экологически чистой среды // Витагенная педагогика как основа развития личности. - Ростов н/Д: ГинГо, 2001.
2. Андреева Е. Л. Глобализация образования на примере Германского прикладного университета Висбадена // Проблемы интернационализации образовательных программ подготовки специалистов в сфере экономики для создания сети международных студенческих обменов. Материалы конференции 23-27 мая 2000 г. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
3. Астахова Е. С. Роль архитектурной среды в психолого-педагогических аспектах образования // Инновационные аспекты учебного и воспитательного процессов в технических вузах. Материалы научно-методического семинара вузов Северного Кавказа. - Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 1999.
|
|
4. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982.
5. Бабанский Ю. К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса (В вопросах и ответах). - Киев: Рад. школа, 1984.
6. Батурина Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения // Сов. педагогика, 1975, № 4.
7. Белкин А. С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекций (материалов лекций). - Нижний Тагил: НТФ ИРРО, 1997.
8. Белкин А. С., Жукова И. К. Витагенное образование. Голографический подход. - Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1999.
9. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
10. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. М., 1976.
11. Битинас Б. П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. - Вильнюс, 1971.
12. Богоявленская Д. Б. Одаренность: предмет и метод // Магистр, 1994, № 2.
13. Богуславский М. В. Граф Игнатьев // Магистр, 1993, № 4.
14. Бодалев А. А. Об одаренности человека как субъекта общения // Мир психологии, 1998, № 4.
15. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика. - Москва - Ростов н/Д: Учитель, 1999.
16. Бондаревская Е. В. Отечественная культурно-педагогическая традиция // Опыт разработки концепции воспитания, ч. 1. - Ростов н/Д: Изд-во РИПК и ПРО, 1993.
17. Буданова Г. П. Свободное время ребенка в изменяющемся социуме // Магистр, 1993, № 5.
18. Быков В. В. Методы науки. - М.: Наука, 1974.
19. Быховский А. На пути к глобальной этике (Религиозно-нравственные искания В. И. Вернадского) // Наука и религия, 1989, № И.
20. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988.
21. ВГОС «Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. - М., 1993.
22. Виноградов В. В. Построение учебного плана школы глобальной ориентации // Завуч, 1999, № 8.
23. Глинский Б. А. и др. Моделирование как метод научного исследования. - М., 1965.
24. Глобализм как феномен и мировоззрение // Мир психологии, 1999, № 3.
25. Горбатюк А. Н. Творчество как наивысшая форма человеческой деятельности // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 12. - Ростов н/Д: ГинГо, 2001.
26. Гришин Д. М. Новое космические мышление и педагогика // Психолого-педагогические проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя. - Тула: Изд-во ТГПИ, 1994.
27. Данилов М.А. Общая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях // Сов. педагогика, 1972, № 5.
28. Дыхан Л. Б. Теоретические и практические аспекты валеологизации образовательной среды // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 12. - Ростов н/Д: ГинГо, 2001.
29. Емелина Т. А., Спалвис А. Г., Фролова Т. Ф. Развитие детей в классах повышенного педагогического внимания // Инновационная школа, 1996, № 2.
30. Завельский Ю. К. Концепция работы гимназии № 1543 с одаренными детьми // Завуч, 2000, № 1.
31. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1982.
32. Зайцева И. А. Взаимодействие - основа построения образовательной среды // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 9. - Ростов н/Д: ГинГо, 2000.
33. Зайцева И. А. Моделирование образовательной среды // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 8. - Ростов н/Д: ГинГо, 2000.
34. Зайцева И. А. Многонациональная образовательная среда: Уроки этнического взаимодействия // Известия Академии педагогических и социальных наук, 2002, № 6.
35. Зайцева И. А. Организация взаимодействий для создания воспитывающей среды // Витагенная педагогика как основа развития личности. - Ростов н/Д: ГинГо, 2001.
36. Земская Н. Е. Реалии жизни - основа деятельности школьного логопеда // Витагенная педагогика как условие развития личности. Материалы научно-практич. конф. 18.11.99. - Ростов н/Д: ГинГо, 1999.
37. Зуева О. Н., Вишневская Л. И., Таловикова Л. В. Интернационализация образовательных программ подготовки специалистов в области ассортимента и качества потребительских товаров // Проблемы интернационализации образовательных программ подготовки специалистов в сфере экономики для создания сети международных студенческих обменов. Материалы конференции 23-27 мая 2000 г. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
38. Из опыта преподавания математики в средней школе: Пособие для учителей / Сост.: А. В. Соколова, В. В. Пикан, В. А. Оганесян. - М.: Просвещение, 1979.
39. Кабанова-Меллер Е. А. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 1981.
40. Как провести социологическое исследование / Под. ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. - М.: Политиздат, 1990.
41. Канарская И. А. Пути совершенствования педагогического эксперимента / Организация и методика экспериментальных педагогических исследований. - М.: изд. РоПИИшкол, 1983.
42. Кащенко В. П. Педагогическая корреляция. - М.: Просвещение, 1994.
43. Кларин М. В. Система полного усвоения в мировой теории и практике обучения // Магистр, 1993, № 5.
44. Ковалев Н. Е. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 1975.
45. Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика, 1995, № 6.
46. Королев Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике // Проблемы теории воспитания. Сб. статей. - М., 1974.
47. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.
48. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания педагогики. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.
49. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. М., 1997.
50. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970, 1980.
51. Кукушин В. С. Витагенная педагогика в пенитенциарной школе // Мир образования и образование в мире, 2001, № 1.
52. Кукушин В. С. Витагенная педагогика как объективная реальность в школе этнокультуры // Известия Академии педагогических и социальных наук, 2001, № 5.
53. Кукушин В. С. Основы валеологии. - Ростов н/Д: ГинГо, 1998.
54. Кукушин В. С. Система развития учащихся в классах повышенного педагогического внимания // Витагенная педагогика как условие развития личности. Материалы III научно-практической конференции в Новочеркасске. - Ростов н/Д: ГинГо, 2001.
55. Кукушин В. С. Учителю физики о воспитании. - Ростов н/Д: ГинГо, 1999.
56. Кукушин В. С. Экология человека. - Ростов н/Д: Логос, 1994.
57. Кукушин В. С. и др. Школьный интерьер. - Ростов н/Д: Изд-во ОблИУУ, 1990.
58. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии / Под ред. Е. В. Бондаревской. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995.
59. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. - М., 1960.
60. Мальцев А. А., Чистяков Ю. Ф. Локальные цивилизации и межцивилизационные связи с точки зрения системного подхода // Проблемы интернационализации образовательных программ подготовки специалистов в сфере экономики для создания сети международных студенческих обменов. Материалы конференции 23-27 мая 2000 г. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
61. Методы научно-педагогического исследования. Сб. статей / Под. ред. Ю. К. Бабанского и В. С. Ильина. - Ростов н/Д: Изд-во РГПИ, 1972.
62. Методы педагогических исследований / Под. ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева - М., 1979.
63. Моносзон Э. И. Основы педагогических знаний. - М.: Педагогика, 1986.
64. МОПО Ростовской области. О содержании образования в Ростовской области. - Ростов н/Д: Юг, 1999.
65. Морозова Р. Т. Человек и космология. Авторская программа факультатива для 11 класса // Глаза Земли. Вып. 6. Творческие работы педагогов естественнонаучного цикла. - Ростов н/Д: ГинГо, 1998.
66. Неижко Л. А. Эффективность применения средств обучения в учебном процессе // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 11. - Ростов н/Д: ГинГо, 2001.
67. Непомнящий А. В. Гуманитарное образование в высшей технической школе. - Таганрог: Изд-во ТРТИ, 1992.
68. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995.
69. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей / Под ред. В. И. Андреева. - Казань: Изд-во КГУ, 1989.
70. Педагогическая диагностика и коррекция речи / Под ред. М. А. Поваляевой. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.
71. Пилипповский В. Я. Традиционалистско-консервативная парадигма в теории обучения на Западе // Педагогика, 1992, № 9-10.
72. Плешкова Г. В. Просвет: умерщвление души // Русский дом, 2000, № 9.
73. Подставко Г. А. Концепция воспитательной работы // Классный руководитель, 1999, № 1.
74. Принцип отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия. - М., 1973.
75. Проблемы совершенствования методов дидактических исследований. М., 1971.
76. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. - М.: Академия, 1996.
77. Разумовская Т. В. Глобальное образование в российской школе // Завуч, 1999, № 8.
78. Рудаков С. В. Глобализм как феномен и мировоззрение // Мир психологии, 1999, № 3.
79. Семенова С. Г. Русский космизм. Вступительная статья // Русский космизм. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
80. Синицин М. В. Школьное образование старшеклассника // Русский дом, 2000, № 9.
81. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. - М.: Педагогика, 1989.
82. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований, М., 1986.
83. Слуцкий В. М. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека. - М.: Просвещение, 1992.
84. Соловьева Е. А. О художественных способностях детей // Завуч, 2000, № 6.
85. Сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе / Под ред. И. Т. Огородникова. М., 1969.
86. Степанов С. Ю. и др. Пакет программ расчета характеристик диалогического мышления в решении творческих задач. - М., 1986.
87. Столяренко Л. Д. Педагогика. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
88. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Педагогика: 100 экзаменационных ответов. - Ростов н/Д: МарТ, 2001.
89. Талант нужно беречь // Мир психологии, 2000, № 1.
90. Таланчук Н. М. Критерии оценки передового педагогического опыта // Советская педагогика, 1979, № 7.
91. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. A. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М., 1979.
92. Третьяков П. Н. Управление школой по результатам. - М.: Новая школа, 1998.
93. Тэкэкс К. Одаренные дети / Под, ред. Г. В. Бурменской и B. М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991.
94. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. Том 11. - М., 1954.
95. Фатхулина Г. Г. Современные концепции раннего развития. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1994.
96. Фиранер С. С., Горожанкина З. Н. Развитие творческого потенциала классных руководителей в процессе повышения квалификации. - Ростов н/Д: Изд-во РИПК и ПРО, 1990.
97. Ховард Д. Школа завтрашнего дня. - М.: МЦМСО, 1992.
98. Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лоренов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. - М.: Новая школа, 1994.
99. Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., Платохина Н. А. Ребенок в пространстве города. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000.
100. Штофф В. А. Введение в методологию научного познания. - Л., 1972.
Приложение 1. Кодекс учителя России
А. Адамский (Россия)
1. Нет ответов правильных и неправильных.
2. Бессмысленно задавать ребенку вопрос, на который ты сам знаешь ответ. Не проверяй ребенка, а вместе с ним ищи.
3. Доверяй ребенку больше, чем себе, больше, чем написанным правилам.
4. Откажись от подозрений - если ребенок нарушил правила, у него была причина это сделать.
5. Право ребенка на ошибку связано с риском.
6. Самостоятельность - связана с риском. Незнание - связано с риском. Доверие и искренность - связаны с риском. Свобода ребенка - связана с риском.
7. Признать суверенитет ребенка рискованнее, чем контролировать каждый его шаг.
8. Не враги родители ребенку своему, не заставляй их доносить и предавать.
9. Спеши признать незнание свое и слабость свою.
10. Откажись от определений - простое сведение не заменяет высокое знание. Не требуй заучивания правил - знание живет не в правилах, а в способности открывать и востребоваться.
11. Не сравнивай одного с другим - все хороши по-разному. Сравни его сегодняшнего с ним вчерашним.
12. Не следуй плану - он принадлежит только тебе, но не стал общим с детьми содержанием.
13. Гораздо важнее то, КАК мы открыли, чем то, ЧТО мы открыли. Знание приходит, когда я понимаю, как я понял. И мне интересно понимать.
14. Не сторож ты ученику своему. Не следователь, не судья, не истец. Не дано тебе право судить, прав или нет он в ответах своих и в поступках. Не ошибается он, а ищет путь свой.
Приложение 2. Заповеди учителя
(собраны А. Адамским по школам России)
1. Всегда знай, как ребенок должен себя вести. Система требований - главное в твоей работе.
2. Умело управлять коллективом - это твое оружие. Коллектив влияет на ребенка, через коллектив ты проводишь в жизнь свои требования.
3. Всегда знай правильный ответ на свой вопрос.
4. Ты - хранитель знаний, хранитель правильных ответов. Не позволяй ученикам усомниться в твоей правоте.
5. Учеба - главное в жизни ребенка, его работа, его дом. Хороший ученик - хороший ребенок, плохой ученик - плохой ребенок.
6. На уроке все должны быть внимательны, все должны слушать только тебя. Кто отвлекается - нарушитель, накажи его. За неправильный ответ - накажи его. За нарушение правил - накажи его. За подсказку - накажи его. За опоздание - накажи. За крик, нарушение формы, бег - накажи, накажи, накажи.
7. Не оставляй нераскрытым ни одно нарушение. Найди виновного, а если не удастся - накажи всех.
8. Родители - твои союзники. Добейся от них контроля за ребенком и информации о его поведении дома. Пусть он знает, что ты и родители - одна сила.
9. Ты - образец, твое решение задачи - образец, твоя грамотность, каллиграфия - образец, твои навыки - образец.
10. Если ты потеряешь лидерство - ты больше не учитель.
Приложение 3. Заповеди преподавателя
Авторы - учителя и ученики СШ № 19 г. Днепропетровска (Украина)
1. Люби детей. Защити их любовью и правдой.
2. Не навреди.
3. Ищи в детях хорошее.
4. Научи детей думать и любить.
5. Все - без принуждения.
6. Ни дня - без новизны.
7. Преподаватель - друг и помощник ученика в его развитии и самосовершенствовании.
8. Воспитывай, опираясь на природу ученика.
9. Учитель - автор своей программы, системы, методов, своего класса.
10. Учитель учит других до тех пор, пока он учится сам.
Антизаповедь:
Коли нет в сердце тепла к детям, прохожий, уйди из школы.
Приложение 4. Заповеди преподавателя
Г. и Э. Кэрпару, известные румынские педагоги
1. Люби своего ученика.
2. Охраняй - своего ученика от физических и душевных страданий.
3. Будь добрым примером для своего ученика.
4. Играй со своим учеником, то есть уделяй ему необходимое время; играй с ним так, как ему хочется; игры его принимай всерьез; освойся с миром его представлений.
5. Трудись со своим учеником.
6. Позволь своему ученику приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно.
7. Покажи своему ученику возможности и пределы человеческой свободы.
8. Приучай своего ученика быть послушным, но мягко и деликатно.
9. Жди от своего ученика только таких мнений и оценок, на которые он способен в соответствии с опытом.
10. Предоставляй своему ученику возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний.
[1] Бхагаван Шри Раджниш. Пульсация Абсолюта. М., 1993. С. 11.