Эффективность управления - один из главных критериев оценки современного руководителя - является предметом научных дискуссий не один десяток лет, что говорит о сложности и противоречивости данной проблемы.
В педагогической теории широко известны исследования в области организации и управления педагогическими системами, в которых поднимаются проблемы изучения, анализа, оценки и контроля как отдельных элементов школы как системы, так и всей системы в целом (Ю.К. Бабанский, Г. И. Горская, Ю.А. Конаржевский, А. А. Орлов, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин и др.).
Данные исследователи создали теоретическую основу разработки проблемы оценки эффективности управленческой деятельности руководителей школы, определили блоки аналитической информации, которые явились базой для принятия управленческих решений по регулированию и корректировке образовательного процесса в целях повышения качества и эффективности управленческой деятельности.
В педагогической литературе отмечается, что, несмотря на то, что данное понятие часто используется в повседневной практике и теории управления, содержание его весьма неопределенно. В латинском языке «effectivus» означает производительный, действенный, дающий нужные результаты. На практике данное понятие часто употребляется как синоним слова "результативный". Так, А.М. Моисеев считает, что показатели успешности управленческой деятельности связаны с достигаемыми результатами.
|
|
Однако, «результативный» не является синонимом «эффективный». Словарь С.И. Ожегова трактует понятие «результат» как «то, что получено в завершении какой-нибудь деятельности, работы, итог». Близкая к этому интерпретация предложена в словаре В.И. Даля: «Результат – следствие чего-либо, последствие, конечный вывод, итог, развязка, исход, конец дела»[10,56].
Понятие «эффективность» в теории управления рассматривается в трех аспектах: эффективность как способность достигать намеченных целей и в запланированные сроки; эффективность как цена ресурсов, затраченных на достижение цели; эффективность как степень удовлетворения интересов различных групп личностей, связанных с деятельностью предприятия[5,322].
В связи с этим необходим анализ управленческой деятельности и с точки зрения различных подходов к управлению.
Т. И. Шамова и Т. М. Давыденко отмечают, что управленческие подходы можно классифицировать на две группы. Первая группа подходов к управлению (функциональный, системный, ситуационный, оптимизационный) ориентирована на конечный результат. Вторая группа подходов к управлению (мотивационный, человекоцентристский) связана с установкой не на конечный результат по стандарту или образцу, а на сам образовательный процесс, на создание условий для развития личности, реализации ее потенциала[23,118].
|
|
Для определения критериев эффективности управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения недостаточно только изучения результатов собственно управленческой деятельности и результативности образовательного процесса, необходим ее комплексный мониторинг. Для выявления эффективности управленческой деятельности директора школы необходимо проанализировать ее с точки зрения:
- общих социально-значимых результатов жизнедеятельности школы;
- общего состояния (функционирования и развития) школы как целостной социально-педагогической системы;
- состояния (функционирования и развития) отдельных элементов, характеристик школы как объекта управления;
- состояния и изменения самой управленческой деятельности[10,57].
Эффективность управленческой деятельности директора школы можно выявить с помощью ее анализа по следующим критериям.
I Критерий: наличие условий для осуществления образовательного процесса, отвечающего современным требованиям.
1. Развитие материально-технической базы образовательного учреждения:
- обеспечение современных учебно-бытовых условий (наличие оборудованного гардероба, спортзала, пищеблока, туалетов и т.д.);
- создание новых инфраструктурных элементов (спортплощадки, компьютерный класс, музей);
- выполнение необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
- оснащенность учебно-воспитательного процесса комплексом учебно-методического, учебно-лабораторного и компьютерного оборудования;
- улучшение материально-технической базы (приобретение оборудования, обеспечение учебных кабинетов и т.д.);
- обеспечение условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание для учащихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения (или индивидуального учебного плана);
- состояние территории вокруг школы, наличие ограждения;
- эстетические условия рекреаций, кабинетов, других помещений;
- привлечение внебюджетных средств на развитие учреждения.
2.Обеспечение безопасности участников образовательного процесса:
- соответствие санитарно-гигиеническим требованиям условий обучения в части обеспечения температурного, светового режима, режима подачи питьевой воды и т.д.;
- обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности;
- соблюдение пропускного режима;
- отсутствие зарегистрированных случаев травматизма обучающихся и работников.
3.Укомплектованность учреждения педагогическими кадрами соответствующей квалификации:
- 100% укомплектованность учреждения педагогами;
- доля педагогов, имеющих высшее профессиональное образование 80% и более;
- доля педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию 50% и более;
- доля педагогов, прошедших повышение квалификации в области ИКТ 70% и более;
- отсутствие текучести кадров.
4.Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:
- наличие целевой программы здоровьесбережения или раздела в программе развития образовательного учреждения;
- наличие медицинского кабинета;
- положительная динамика охвата учащихся, занимающихся в спортивных секциях на базе учреждения;
- организация отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время;
- охват горячим питание в соответствие с утвержденными нормативами (1-4 классы – 100%, дети из малообеспеченных семей – 100%, организация питания учащихся 5-11 классов (буфет, абонемент).
II Критерий: качество собственно управленческой деятельности.
1.Обеспечение государственно-общественного характера управления образовательным учреждением:
|
|
- обеспечение соблюдения принципов управления социально-педагогической системой;
- функционирование одной из форм государственно-общественного управления; наличие органов ученического самоуправления;
- наличие и успешное функционирование школьного сайта.
2.Обеспечение условий для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе:
- благоприятные взаимоотношения между участниками образовательного процесса, отсутствие конфликтов;
- высокий уровень сплоченности педагогического коллектива;
- создание условий для мотивации достижения успеха (стимулирование творческой активности педагогов, создание системы накопительных оценок для оценивания учебных достижений учащихся и т.д.);
- отсутствие обоснованных жалоб и обращение родителей (законных представителей) и педагогических работников на деятельность руководителя образовательного учреждения;
- отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей (законных представителей) на деятельность образовательного учреждения;
- удовлетворенность учащихся и их родителей (законных представителей) деятельностью образовательного учреждения;
- стабильность педагогического коллектива, административно-управленческого персонала.
3.Исполнительская дисциплина:
- своевременность прохождения процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательного учреждения, внесение изменений в локальные нормативные документы;
- своевременное представление требуемой информации в вышестоящие органы управления (статистические и иные отчеты, аналитическая информация и др.);
- своевременное и качественное ведение документации: приказов, актов, распоряжений, коллективного трудового договора.
4.Применение инновационных технологий:
- наличие и реализация целевых программ, утвержденных в установленном порядке;
- оснащенность компьютерной техникой (количество учащихся на персональный компьютер);
- готовность педагогов к использованию информационно-коммуникативных технологий;
|
|
- наличие и эффективное использование автоматизированных программ управления (расписание уроков, мониторинг качества образования и т.д.).
5.Достижения образовательного учреждения:
- участие и наличие достижений в различных конкурсах («Школа года России», конкурсный отбор школ, внедряющих инновационные образовательные программы);
- участие и наличие достижений в олимпиадах, соревнованиях и других общественно значимых мероприятиях.
6.Участие в экспериментальных проектах:
- образовательное учреждение является экспериментальной площадкой: федерального, регионального, муниципального уровня;
- принимает активное участие в реализации муниципальных целевых программ.
III Критерий: результативность образовательной деятельности учреждения:
- общие показатели подготовки выпускников 11-х классов по итогам государственной итоговой аттестации;
- средний балл по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике;
- качество знаний выпускников 9-х классов по результатам государственной итоговой аттестации;
- количество учащихся на «4» и «5» по итогам учебного года;
- участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях; наличие победителей и призеров различного уровня;
- участие школьников в семинарах, форумах, конференциях и других общественно значимых мероприятиях;
- показатель поступления учащихся в ВУЗы и учреждения среднего профессионального образования (если возможно, показатели успешности обучения выпускников в выбранных учреждениях).
IV Критерий: социальный.
1.Наличие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних среди обучающихся:
- отсутствие негативных проявлений среди учащихся (учет в КДН, ПДН);
- наличие отрицательной динамики негативных проявлений среди учащихся;
- реализация целевой программы или система мероприятий по работе с неблагополучными семьями.
2.Охват учащихся системой дополнительного образования:
- наличие программы взаимодействия или плана совместной работы с учреждениями дополнительного образования детей;
- положительная динамика охвата детей дополнительным образованием;
- занятость детей «группы риска» во внеурочное время».
3.Организация летней занятости детей:
- организация летнего лагеря в каникулярное время;
- организация занятости учащихся различными формами деятельности в период школьных каникул;
- организация летнего трудового лагеря[26,37-42].
Таким образом, в данном параграфе было выявлено, что для определения эффективности управленческой деятельности директора школы необходим комплексный мониторинг. Кроме того, были выявлены и описаны критерии эффективности управленческой деятельности директора школы.