Воображение. Его основные виды и функции. Роль воображения в достижении успешности профессиональной деятельности госслужащего

Можно выделить несколько видов воображения, среди ко­торых основные —пассивное и активное. Пассивное в свою оче­редь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непро­извольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия).

Активное воображение включает в себя артистическое, творчес­кое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия — способность по­нимать другого человека, проникаться его мыслями и чувства­ми, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

Активное воображение всегда направлено на решение твор­ческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагмента­ми, единицами конкретной информации в определенной облас­ти, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества усло­виями. В активном воображении мало мечтательности и «бес­почвенной» фантазии. Активное воображение направлено в бу­дущее и оперирует временем как вполне определенной катего­рией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъектив­ными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуж­дается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение — один из видов активного во­ображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, услов­ных изображений, знаков и т. д.

Главным образом воссоздающее воображение — это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция пре­жних восприятий в новой их комбинации.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важ­ной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и. т. д. Таким образом, благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш на­звал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображе­ния, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображе­ние больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или обще­ства в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в кон­кретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллекту­альных операций. Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй — операции, на ос­нове которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В резуль­тате такой предварительной обработки опыта элементы его спо­собны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — первый этап творческого вообра­жения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциа­ции — существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — первый этап творческого вообра­жения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциа­ции — существенное препятствие для творческого воображения.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъектив­ным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиле­ние и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вы­теснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходит нере­альное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалис­тического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же как и актив­ного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществ­ляется в различных формах:

агглютинация — «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

гиперболизация — преувеличение или преуменьшение пред­мета, а также изменение отдельных частей;

схематизация — отдельные представления сливаются, раз­личия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

заострение — подчеркивание каких-либо отдельных призна­ков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: