Точка пересечения двух линий положения соответствует действительному месту судна лишь с какой-то вероятностью Р%.
Если в процессе определения места судна были допущены промахи (или в измерениях, или в расчетах), то обнаружить эти промахи просто невозможно, так как 2 ЛП всегда пересекутся в одной точке (рис. 24.8).
Поэтому, для получения более точного и надежного обсервованного места судна, необходимо иметь не 2, а 3 или 4 ЛП, которые или пересекутся в одной точке (рис. 24.9) или, под влиянием неучтенных погрешностей, образуют фигуру погрешностей абс (рис. 24.10).
Рис. 24.8. Пересечение двух линий положения
Появление фигуры погрешностей и ее размеры уже позволяют обнаружить – есть промахи или их нет – и принять меры для их исключения или уменьшения (проверить расчеты, повторить наблюдения).
Три или четыре ЛП обеспечивают более высокую точность и надежность обсервованного места и, по возможности, следует стремиться определять место минимум по 3-м ЛП, т.е. получить полноценную обсервацию.
Для качественного решения этой задачи очень важным является оптимальный подбор ориентиров для определения места и отыскание вероятнейшего места, т.е. такой точки в фигуре погрешности, которая ближе всего располагается к действительному (фактическому) месту судна.
Рис. 24.9. Пересечение трех линий Рис. 24.10. Пересечение трех линий