Способы определения скорости хода судна при плавании во льдах

Существуют несколько способов определения скорости хода судна при плавании во льдах: способ «планширного лага», способ «уголкового визира», способ «с вытравливанием нити», с помощью РЛС, с помощью стробоскопа и др. Рассмотрим лишь самые простые и наиболее распространенные способы.

1. Способ «планширного лага» является наиболее распространенным способом, применяемым на судах, не имеющих РЛС, или в случаях, когда РЛС не может быть использована. Сущность способа состоит в измерении времени, за которое определенная часть длины судна (ваза L) проходит мимо специально выброшенного на лед предмета. В момент прихода предмета на траверз начала базы запускают секундомер, а в момент прихода предмета на траверз конца базы – секундомер останавливают. По известным времени (Δ t, сек.) и длине (L, м), которую судно проходит за это время, рассчитывают скорость хода (Vуз) судна по формуле

, (37.1)

Погрешность определения скорости таким способом не превышает 10%. При скоростях 4-6 уз., которыми обычно суда плавают во льдах, погрешность в скорости 0,4÷ 0,6 уз. является вполне удовлетворительной.

2. Определение скорости хода с помощью РЛС

В этом способе предпочтительнее выбирать хорошо видимый на экране РЛС ориентир (ропак, торос), расположенный прямо по носу (или корме). Тогда, измерив до него дважды расстояния D 1 и D 2 через промежуток времени Δ t, находят разность расстояний

(37.2)

которая и является плаванием, совершенным судном за время Δ t.

Поскольку расстояния в этом способе измеряются в кабельтовых (кб.), время Δ t – в секундах, скорость хода в узлах, рассчитывается по формуле

(37.3)

Однако более общим является случай, когда хорошо видимая на экране РЛС льдина расположена не по носу (корме), а на произвольном курсовом угле.

На бумаге или планшете в произвольном, но достаточно крупном масштабе (1 см = 1 кб) вычерчиваем перемещение судна относительно наблюденной льдины А по наблюденным пеленгам и расстояниям (рис. 37.1).

Прямая АА' представит собой путь судна, её длина – пройденное судном расстояние (S) за время (Δ t) между замерами П и D, и тогда

(37.4)

3. Способ определение скорости хода судна на глаз имеет весьма широкое распространение при плавании во льдах потому, что численное значение V нужно знать часто, а инструментальное определение её производится дискретно (2-3 раза в час). Скорость хода на глаз определяется из сопоставления целого ряда явлений, связанных с движением судна; числа оборотов гребного винта, величины изменения пеленга на близкие от судна предметы, силы ветра от хода судна (только в штиль), ледовых условий.

В ледовом плавании, особенно в его начале, определяемая на глаз скорость должна многократно проверяться по результатам инструментального её определения с учетом толщины, крепости, сплоченности льдов и числа оборотов гребных винтов. Только многочисленные тренировки в таких определениях и сопоставлениях дадут уверенность в достаточной точности глазомерных определений скорости в тех случаях, когда она не будет проверяться инструментально.

Рис. 37.1. Определение скорости по РЛС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: