Сетки изолиний

Для ускорения процесса определения места судна в море целесообразно еще при подготовке к рейсу нанести сетки изолиний на самые сложные участки маршрута. В этом случае на переходе судна отпадет необходимость графической прокладки изолиний для получения обсервованного места судна на путевой МНК. Обсервованное место судна на путевой МНК можно будет получить в кратчайшие время и с наименьшей вероятностью допустить при этом ошибку или промах.

Чаще других приходится обычно наносить азимутальные, стадиометрические, гониометрические и комбинированные сетки изолиний.

Стадиометрическая сетка изолиний (рис. 36.6) наносится тогда, когда на судне имеется РЛС, а на местности – хорошо видимые с помощью РЛС точечные ориентиры. Таких ориентиров (А и В) должно быть не менее двух и располагаться они должны таким образом, чтобы семейства стадиометрических изолиний на конкретном участке маршрута пересекались под углами не менее 30º и не более 150º.

Изостадии проводятся с помощью циркуля и рейсфедера тонкими линиями цветной тушью. Наносить можно и тушью одного цвета, но от одного ориентира (ор. В) сплошными линиями, а от второго (ор. А) – штрих-пунктирными линиями.

Рис. 36.6. Стадиометрическая сетка изолиний

В зависимости от нагрузки карты густота изостадий может быть различной. Однако основным критерием густоты изолиний должна быть точность нанесения места, полученного по расстояниям. Дуги окружностей проводятся с таким интервалом, который вполне обеспечивает возможность линейной интерполяции между изолиниями сетки на глаз (на рис. 36.6 – через 5 кб.).

Оцифровку дуг (в милях или кабельтовых) нужно производить так, чтобы они не мешали видеть нагрузку карты, особенно вблизи рекомендованного пути судна.

Нанесение азимутальной сетки, или сетки пеленгов, на путевой МНК требует подбора не менее двух ориентиров. Ориентиры должны быть по возможности ближе к рекомендованному курсу (ЛЗП) и хорошо видны с судна. Линии пеленгов на оба ориентира в любой точке конкретного участка ЛЗП должны пересекаться под углами не менее 30º и не больше 150º(рис. 36.7).

Рис. 36.7. Азимутальная сетка изолиний

Линии пеленгов проводятся тушью тонкими линиями от каждого ориентира своим цветом. Оцифровка линий пеленгов на ориентиры наносится (обычно) через 5º соответственно их численному значению с моря (с судна).

Нанесение комбинированных сеток выполняется чаще всего тогда, когда в поле зрения находится лишь один ориентир или счисление пути ведется и с помощью РЛС.

Комбинированными называют сетки, составленные разнородными изолиниями, например, сетки изолиний, соответствующих пеленгу на ориентир и расстоянию до него (рис. 36.8).

Рис. 36.8. Сетка пеленгов и расстояний

Заранее нанесенные на путевые МНК сетки изолиний (а для узкостей они обязательны) позволяют ускорить контроль за местом судна.

Например:

1) если на ор. А (рис. 36.8) ИП = 310º, а расстояние до него D = 40 кб., то не прибегая к использованию прокладочного инструмента, ориентируясь только по оцифровке сетки изолиний, делаем вывод, что фактическое место судна (т. С) находится левее ЛЗП (КК 1) на D ≈ 6 кб.

2) если на ор. А (рис. 36.7) ИП = 50,0º, а на ор. В ИП = 330,0º, то судно (т. С) находится на рекомендованном курсе.

Выводы

1. Узкостями являются проходы или фарватеры, в непосредственной близости от которых расположены навигационные опасности.

2. Непрерывность и высокая точность счисления пути судна – непременное условие к судоводителю при плавании в узкостях.

3. Именно подготовительный период обусловливает успех или неуспех плавания в узкости.

4. Частота обсерваций при плавании судна в узкости обусловливается наличием опасностей вблизи пути судна и степенью сложности навигационных условий на этом пути.

5. Удержание рулевым судна на одиночный ориентир при плавании в узкости недопустимо – только по компасу с учетом сноса (дрейфа) судна.

6. При плавании в узкости необходимо определять время и место подачи команды на руль на выполнение каждого поворота.

7. Ограждающие и опасные изолинии предостерегают судоводителя от навигационных опасностей, расположенных в непосредственной близости к намеченному пути.

8. Заранее нанесенные на путевую МНК сетки изолиний ускоряют процесс определения места судна в узкостях.

Примечание: Самоконтроль знаний по теме проводится по тестовым заданиям к главе на базе приложения «Компьютерная система тестирования знаний «OPENTEST»».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: