Мировой рынок ссудных капиталов непосредственно выступает как совокупность спроса и предложения на ссудный капитал заемщиков и кредиторов разных стран

По своему функциональному назначению он является механизмом аккумуляции и перераспределения финансовых ресурсов в мировом масштабе. Превращение огромных денежных масс в ссудный капитал и их перераспределение между странами через рыночный механизм ускоряют структурные сдвиги в мировой экономике, усиливают процесс интер­национализации производства.

В зависимости от экономического содержания операций на мировом рынке ссудных капиталов, его можно условно разграничить на два основ­ных сектора:

- мировой денежный рынок

- мировой рынок капиталов.

Мировой денежный рынок объединяет спрос и предложение ссудного капитала, функционирующего в качестве международного покупатель­ного и платежного средства.

Аккумулируемые на нем денежные средства и предоставляемые ссуды носят кратковременный характер. Они предназначены для обслуживания сферы обращения, главным образом, международной торговли.

Мировой рынок капиталов опосредует заимствования, осущест­вляемые на длительные сроки и в значительной мере используемые для финансирования капиталовложений. Мировой рынок капиталов обслуживает тем самым процесс расширенного воспроизводства в мировом масштабе.

В зависимости от конкретных форм заимствований, мировой рынок капиталов можно разделить:

- на кредитный рынок

- на рынок ценных бумаг.

Мировой рынок ссудных капиталов имеет особую институциональную структуру:

1. источники ссуд:

- официальные институты,

- частные фирмы,

- банки,

- страховые компании,

- пенсионные фонды и т. д.

2. процессиональные участники, выступаю­щие в качестве посредников между заемщиками и кредиторами разных стран:

- крупнейшие транснациональные банки,

- финансо­вые компании,

- фондовые биржи

- другие кредитно-финансовые учреж­дения.

3. заемщики

- транснациональные корпорации,

- государственные органы,

- международные и региональные организации.

Можно выделить следующие функции международного рынка ссудных капиталов, вытекающие из функций кредита:

перераспредели­тельная,

экономия издержек обращения,

концентрация и централизация капитала.

Приложение № 1

МВШ И МБРР: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Международный валютный фонд и Международный банк рекон­струкции и развития — специализированные учре­ждения ООН.

Международный валютный фонд приступил к своей де­ятельности в марте 1947 го­да. Согласно уставу, МВФ был соз­дан с целью содействия междуна­родному валютному сотрудни­честву, урегулирования валютно-расчетных отношений, поддержания равновесия платежных ба­лансов стран, входящих в Фонд, и регулирования курсов их валют. Первоначально его членами были 49 государств, а основной капитал составлял 7,7 миллиарда долла­ров. Сегодня МВФ объединяет 156 стран, а его капитал с учетом де­вятого общего повышения квот должен был превысить к концу прошлого года 183 миллиарда долларов, или более 135 миллиар­дов СДР (Special Drawing Rights, специальные права заимствования международные платежные и резервные средства, использу­емые в качестве расчетной едини­цы МВФ).

Величина квоты страны-члена в капитале МВФ — основополага­ющий показатель, от которого за­висят размеры предоставляемых кредитов, количество голосов (ка­ждая страна имеет в совете упра­вляющих 250 голосов плюс один голос на каждые 100 тысяч СДР ее квоты), а также возможность, иметь постоянное место в дирек­торате Фонда. Для определения размера квоты принята сложная методика, в которой используют­ся усредненные данные о внутрен­нем валовом продукте, золотова­лютных резервах и различных со­ставляющих платежного баланса страны. (Такая информация в СССР всегда была закрытой.) Согласно уставу только 25 процентов квоты вносятся в свободно кон­вертируемой валюте (первона­чально было в золоте), а 75 про­центов — в национальной валю­те.

Страна — член МВФ имеет пра­во при определенных обстоятельствах выкупить в обмен на нацио­нальную валюту свой взнос.

Советский Союз, не принимав­ший участия в Фонде с момента его создания, 5 октября 1991 года получил статус специальной ассо­циации с МВФ. Это ограниченное членство предоставило СССР воз­можность получать техническую помощь в проведении реформ, но не финансирование. После распада Союза ССР все пятнадцать его бывших республик уже выразили свое желание на равноправной основе присоединиться к между­народному валютно-финансовому сообществу и подали в МВФ офи­циальные заявки о вступлении.

В середине февраля руководст­ву МВФ был передан Меморандум об экономической политике Рос­сийской Федерации, представля­ющий собой план реализации дальнейших реформ. Программа правительства России была обсу­ждена на техническом уровне в Москве и Вашингтоне.

Отношениями с бывшими рес­публиками СССР занимается Второй европейский отдел, соз­данный в структуре МВФ в начале 1992 года. Отдел объединя­ет пять подразделений:

балтий­ское (Латвия, Литва, Эстония),

центральное (Россия и межгосу­дарственные институты),

восточ­ное (республики Средней Азии),

южное (республики Закавказья и Молдова),

западное (Беларусь и Украина).

Сотрудники отдела ве­дут сбор экономической информа­ции и оказывают техническое со­действие в реализации программ стабилизации и реформ.

Членство в МВФ является обя­зательным условием для участия в Международном банке рекон­струкции и развития. МБРР, соз­данный одновременно с Фондом, призван содействовать экономи­ческому развитию стран-членов, поощрять международные пото­ки долгосрочных капиталовложе­ний, обеспечивать наилучшие условия для производственных инвестиций, оказывать помощь в конверсии военного производства путем предоставления долгосроч­ных кредитов и гарантий частных инвестиций. Банк и Фонд выступа­ют в качестве координаторов фи­нансовой помощи со стороны от­дельных государств.

Формально МБРР является спе­циализированным финансовым учреждением ООН, однако, сог­ласно уставу, полностью незави­сим в своих действиях от ее реше­ний. Основа деятельности Банка - предоставление долгосрочных (на срок до 20 лет) займов под до­статочно высокий процент. Креди­тование обуславливается выпол­нением рекомендаций МБРР отно­сительно основных направлений экономического, а часто и соци­ального развития страны-заемщи­ка. Капитал Банка превышает 170 миллиардов долларов.

Наряду с МБРР в структуре Группы Всемирного банка дейст­вуют Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК) и Агентство гарантий многосторон­них инвестиций (АГМИ). MAP была создана в I960 году специально для предоставления развива­ющимся странам займов и креди­тов на льготных условиях. МФК образована в 1956 году и ориенти­руется на выделение кредитов частному капиталу без требова­ния правительственных гарантий, но при условии высокой рента­бельности и финансовой эффектив­ности проектов. АГМИ действует с 1988 года с целью поощрения ин­вестиционного сотрудничества между странами-участницами.

Приложение № 2

БРЕТТОН-ВУДСКАЯ СИСТЕМА И СССР

Сегодня в США осталось не так уж много людей, непосредст­венно участвовавших в подго­товке и проведении конферен­ции в небольшом курортном городке Бреттон-Вудс (штат Нью-Гемпшир), где в июле 1944 года делегации 44 го­сударств заложили основу современ­ной международной финансовой си­стемы.

Уже в январе 1942 года, министерство финансов США приступило к разра­ботке будущей международной ва­лютной системы. Соединенные Шта­ты хотели показать миру свою готов­ность участвовать в решении тех эко­номических проблем, которые воз­никнут после окончания второй ми­ровой войны. Над этим работала и Великобритания, где в годы войны обосновались правительства многих западноевропейских государств, на­ходившихся под гитлеровской окку­пацией. В результате появилось два плана создания послевоенной финан­сово-экономической структуры. Ав­тором английского проекта был вы­дающийся экономист лорд Дж. Кейнс, автором американского - помощник министра финансов Гарри Уайт.

И английский, и американский планы исходили из создания между­народного валютного фонда и банка для послевоенной реконструкции и развития. У этих двух вариантов бы­ло много общего, однако существо­вало одно очень важное различие: англичане предлагали не вводить жесткие квоты для стран — членов будущего фонда, что могло обернуться практически бес­системными займами с их стороны. США предлагали четко определить квоту каждой страны, которой огра­ничивались бы размеры кредитов, выступали за введе­ние строгой дисциплины для заем­щиков, которая предусматривала в случае необходимости проведение корректировки их экономической политики.

В апреле 1944 года США и Великобритания достигли соглашения об основных принципах организации МВФ. Советский Со­юз был среди первых государств, по­лучивших от президента Ф. Рузвельта приглашение на Бреттон-Вудскую конференцию. Ее было решено провести 1—22 июля 1944 года.

Практически все делегации воз­главляли министры финансов, в то время как Советский Союз направил в Бреттон-Вудс заместителя наркома внешней торговли М.Степанова. В итоге сложилось положение, когда лишь делегация СССР не была упол­номочена принимать решения на ме­сте и постоянно запрашивала ин­струкции из Москвы. Однако эти трудности носили технический ха­рактер и не шли по масштабам ни в какое сравнение с другим, главным вопросом — каков будет выбор СССР: последует ли Москва примеру запад­ноевропейских стран, стремившихся объединить усилия для экономиче­ского восстановления после войны, или же займется политической игрой.

В первые дни Бреттон-Вудской конференции СССР поставил ее участников перед рядом серьезных проблем. Первое возражение касалось на­мерения определить советскую кво­ту в фонде в размере 800 миллионов долларов. Делегация СССР выразила официальный протест против пред­ложенного объема квоты, заявив, что ей было обещано больше. Еще до Бреттон-Вудса Г.Уайт провел пресс-конференцию, на которой неосмотрительно выска­зал предположение, что квота СССР должна составить 1 миллиард долла­ров.

Вторая серьезная проблема возникла после того, как СССР отка­зался поддержать предложение о том, чтобы все страны — члены фон­да выплачивали часть квоты золо­том — до 25 процентов своего взноса. Советская сторона доказывала, что государства, которые больше всего пострадали в войне, не должны вооб­ще отдавать свое золото или, по крайней мере, чтобы «золотая» часть их квоты была резко сокращена. Такое положение казалось не­приемлемым, поскольку золотое обеспечение было абсолютно необ­ходимым гарантом достаточных кре­дитных средств для членов фонда. В результате дискуссий был выра­ботан компромисс: не уступив в вопросе о золотом вкладе, увели­чили квоту СССР до 1,2 миллиарда долларов.

Казалось, разногласия были уре­гулированы. Уже без каких-либо се­рьезных осложнений мы плавно при­ближались к завершению конференции. К примеру, Советский Союз предложил снять положение об обя­зательствах для себя в отношении обменных курсов. Иными словами, он выступал за то, чтобы иметь воз­можность свободно изменять валют­ный курс рубля, не запрашивая на это разрешений фонда. Конференция согласилась с данным предложени­ем: поскольку вся внешняя торговля СССР находилась под полным кон­тролем государству, никакой опасно­сти изменения обменного курса руб­ля практически не представляли.

Однако у участников конференции все же не было полной ясности в формулировках конкретных положений и в механизме решения некото­рых будущих проблем. В связи с этим был создан комитет по нерешенным вопросам, в который, помимо США, СССР и Великобритании, вошли еще несколько стран — всего 8 или 10.

Советский представитель поста­вил свою подпись под заключитель­ным актом конференции. По услови­ям соглашения, правительства под­писавших документ государств должны были представить в госу­дарственный департамент США гра­моты о его ратификации до 31 дека­бря 1945 года. Это означало, что стра­на становится членом - основате­лем МВФ.

Поначалу никто не сомне­вался в том, что СССР ратифицирует Бреттон-Вудский акт. Однако все из­менилось, когда Москва обратилась к США с просьбой о предоставлении займа в 10 миллиардов долларов. Эта цифра, учитывая, что валовой нацио­нальный продукт США в то время со­ставлял 214 миллиардов долларов, была просто колоссальной. Более того, законо­дательная система США предполага­ет, что крупные средства иностран­ным государствам могут быть выде­лены только с одобрения конгресса. Министерство финансов не могло об­ратиться с этим запросом в конгресс, поскольку мы уже знали, что нам предстояло добиваться у законодате­лей выделения займа Великобрита­нии. Тем не менее, у Экспортно-им­портного банка оставался невостре­бованным по предыдущим програм­мам 1 миллиард долларов, и США ре­шили предложить его Советскому Союзу. Однако СССР отказался от этого займа.

В ту пору возникли и другие раз­ногласия, которые, правда, были свя­заны не столько с финансовыми дела­ми, сколько с эмоциональной сторо­ной отношений между Вашингтоном и Москвой. Вопреки рекомендации министерства финансов правитель­ство США прекратило действие сог­лашения по ленд-лизу в день завер­шения второй мировой войны. По соглашениям о ленд-лизе, которые мы имели со многими странами, по­сле прекращения войны предполага­лось вступить в переговоры об урегу­лировании финансовых обязательств стран-получателей помощи перед США. Во-первых, ту американскую технику и оборудование, которые не были уничтожены в ходе боевых действий, они должны были вернуть или выкупить. Во-вторых, сразу же после прекращения войны все новые поставки товаров и продуктов из США должны были оплачиваться. В обоих случаях речь шла о минималь­ных суммах выплат по ленд-лизу, ко­торые к тому же мы были готовы фи­нансировать за счет предоставления выгодных кредитов с отсрочкой пла­тежей на 20, 30 и даже 50 лет.

После войны Англия — крупней­ший получатель помощи по ленд-ли­зу отказалась возвращать нам что-либо, но согласилась заплатить. Мы оценили ее долг в 350 миллионов долларов (по ленд-лизу она за 4 года получила товаров, в основном про­довольствия, на сумму свыше 10 мил­лиардов). В силу тяжелого экономи­ческого состояния Великобритании США решили растянуть ее выплаты на 50 лет. Фактически это можно бы­ло назвать подарком, поскольку с тех пор цены и учетные ставки воз­росли в несколько раз.

Аналогичные соглашения были подписаны с Францией и другими странами.

Советский Союз был вторым по размеру получаемой помощи (около 10 миллиардов). После войны его долг по ленд-лизу оценивался приблизительно в 100 миллионов долларов. США хотели предложит растянуть выплаты на 50 лет, но Москва в итоге отказалась вообще что-либо выплачивать.

Последнюю пытку включить СССР в послевоенные экономические структуры, Соединенные Штаты предприняли в 1947 году. Объявленный «план Маршала» был задуман как общеевропейский проект. США были готовы финансировать программу мощи Европе в рамках, отвечавших параметрам МВФ и МБРР, и предложили Советскому Союзу войти в число стран, которые получали бы помощь.

Однако, Москва отвергла это приглашение. Стало очевидно, что СССР решил построить свою международную торговую и финансовую систему для стран Восточной Европы. Был создан СЭВ, который, уже с первых дней существования не отвечал тому, что хотели получить от него государства-участники. Потом СССР выступил с инициативой по созданию переводного рубля, который так и не превратился в конвертору валюту, предложили создать в качестве конкурента МВФ междуна­родный банк с золотым обеспечени­ем. Однако и из этого ничего не по­лучилось.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: