По своему функциональному назначению он является механизмом аккумуляции и перераспределения финансовых ресурсов в мировом масштабе. Превращение огромных денежных масс в ссудный капитал и их перераспределение между странами через рыночный механизм ускоряют структурные сдвиги в мировой экономике, усиливают процесс интернационализации производства.
В зависимости от экономического содержания операций на мировом рынке ссудных капиталов, его можно условно разграничить на два основных сектора:
- мировой денежный рынок
- мировой рынок капиталов.
Мировой денежный рынок объединяет спрос и предложение ссудного капитала, функционирующего в качестве международного покупательного и платежного средства.
Аккумулируемые на нем денежные средства и предоставляемые ссуды носят кратковременный характер. Они предназначены для обслуживания сферы обращения, главным образом, международной торговли.
Мировой рынок капиталов опосредует заимствования, осуществляемые на длительные сроки и в значительной мере используемые для финансирования капиталовложений. Мировой рынок капиталов обслуживает тем самым процесс расширенного воспроизводства в мировом масштабе.
|
|
В зависимости от конкретных форм заимствований, мировой рынок капиталов можно разделить:
- на кредитный рынок
- на рынок ценных бумаг.
Мировой рынок ссудных капиталов имеет особую институциональную структуру:
1. источники ссуд:
- официальные институты,
- частные фирмы,
- банки,
- страховые компании,
- пенсионные фонды и т. д.
2. процессиональные участники, выступающие в качестве посредников между заемщиками и кредиторами разных стран:
- крупнейшие транснациональные банки,
- финансовые компании,
- фондовые биржи
- другие кредитно-финансовые учреждения.
3. заемщики
- транснациональные корпорации,
- государственные органы,
- международные и региональные организации.
Можно выделить следующие функции международного рынка ссудных капиталов, вытекающие из функций кредита:
перераспределительная,
экономия издержек обращения,
концентрация и централизация капитала.
Приложение № 1
МВШ И МБРР: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития — специализированные учреждения ООН.
Международный валютный фонд приступил к своей деятельности в марте 1947 года. Согласно уставу, МВФ был создан с целью содействия международному валютному сотрудничеству, урегулирования валютно-расчетных отношений, поддержания равновесия платежных балансов стран, входящих в Фонд, и регулирования курсов их валют. Первоначально его членами были 49 государств, а основной капитал составлял 7,7 миллиарда долларов. Сегодня МВФ объединяет 156 стран, а его капитал с учетом девятого общего повышения квот должен был превысить к концу прошлого года 183 миллиарда долларов, или более 135 миллиардов СДР (Special Drawing Rights, специальные права заимствования международные платежные и резервные средства, используемые в качестве расчетной единицы МВФ).
|
|
Величина квоты страны-члена в капитале МВФ — основополагающий показатель, от которого зависят размеры предоставляемых кредитов, количество голосов (каждая страна имеет в совете управляющих 250 голосов плюс один голос на каждые 100 тысяч СДР ее квоты), а также возможность, иметь постоянное место в директорате Фонда. Для определения размера квоты принята сложная методика, в которой используются усредненные данные о внутреннем валовом продукте, золотовалютных резервах и различных составляющих платежного баланса страны. (Такая информация в СССР всегда была закрытой.) Согласно уставу только 25 процентов квоты вносятся в свободно конвертируемой валюте (первоначально было в золоте), а 75 процентов — в национальной валюте.
Страна — член МВФ имеет право при определенных обстоятельствах выкупить в обмен на национальную валюту свой взнос.
Советский Союз, не принимавший участия в Фонде с момента его создания, 5 октября 1991 года получил статус специальной ассоциации с МВФ. Это ограниченное членство предоставило СССР возможность получать техническую помощь в проведении реформ, но не финансирование. После распада Союза ССР все пятнадцать его бывших республик уже выразили свое желание на равноправной основе присоединиться к международному валютно-финансовому сообществу и подали в МВФ официальные заявки о вступлении.
В середине февраля руководству МВФ был передан Меморандум об экономической политике Российской Федерации, представляющий собой план реализации дальнейших реформ. Программа правительства России была обсуждена на техническом уровне в Москве и Вашингтоне.
Отношениями с бывшими республиками СССР занимается Второй европейский отдел, созданный в структуре МВФ в начале 1992 года. Отдел объединяет пять подразделений:
балтийское (Латвия, Литва, Эстония),
центральное (Россия и межгосударственные институты),
восточное (республики Средней Азии),
южное (республики Закавказья и Молдова),
западное (Беларусь и Украина).
Сотрудники отдела ведут сбор экономической информации и оказывают техническое содействие в реализации программ стабилизации и реформ.
Членство в МВФ является обязательным условием для участия в Международном банке реконструкции и развития. МБРР, созданный одновременно с Фондом, призван содействовать экономическому развитию стран-членов, поощрять международные потоки долгосрочных капиталовложений, обеспечивать наилучшие условия для производственных инвестиций, оказывать помощь в конверсии военного производства путем предоставления долгосрочных кредитов и гарантий частных инвестиций. Банк и Фонд выступают в качестве координаторов финансовой помощи со стороны отдельных государств.
Формально МБРР является специализированным финансовым учреждением ООН, однако, согласно уставу, полностью независим в своих действиях от ее решений. Основа деятельности Банка - предоставление долгосрочных (на срок до 20 лет) займов под достаточно высокий процент. Кредитование обуславливается выполнением рекомендаций МБРР относительно основных направлений экономического, а часто и социального развития страны-заемщика. Капитал Банка превышает 170 миллиардов долларов.
Наряду с МБРР в структуре Группы Всемирного банка действуют Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК) и Агентство гарантий многосторонних инвестиций (АГМИ). MAP была создана в I960 году специально для предоставления развивающимся странам займов и кредитов на льготных условиях. МФК образована в 1956 году и ориентируется на выделение кредитов частному капиталу без требования правительственных гарантий, но при условии высокой рентабельности и финансовой эффективности проектов. АГМИ действует с 1988 года с целью поощрения инвестиционного сотрудничества между странами-участницами.
|
|
Приложение № 2
БРЕТТОН-ВУДСКАЯ СИСТЕМА И СССР
Сегодня в США осталось не так уж много людей, непосредственно участвовавших в подготовке и проведении конференции в небольшом курортном городке Бреттон-Вудс (штат Нью-Гемпшир), где в июле 1944 года делегации 44 государств заложили основу современной международной финансовой системы.
Уже в январе 1942 года, министерство финансов США приступило к разработке будущей международной валютной системы. Соединенные Штаты хотели показать миру свою готовность участвовать в решении тех экономических проблем, которые возникнут после окончания второй мировой войны. Над этим работала и Великобритания, где в годы войны обосновались правительства многих западноевропейских государств, находившихся под гитлеровской оккупацией. В результате появилось два плана создания послевоенной финансово-экономической структуры. Автором английского проекта был выдающийся экономист лорд Дж. Кейнс, автором американского - помощник министра финансов Гарри Уайт.
И английский, и американский планы исходили из создания международного валютного фонда и банка для послевоенной реконструкции и развития. У этих двух вариантов было много общего, однако существовало одно очень важное различие: англичане предлагали не вводить жесткие квоты для стран — членов будущего фонда, что могло обернуться практически бессистемными займами с их стороны. США предлагали четко определить квоту каждой страны, которой ограничивались бы размеры кредитов, выступали за введение строгой дисциплины для заемщиков, которая предусматривала в случае необходимости проведение корректировки их экономической политики.
|
|
В апреле 1944 года США и Великобритания достигли соглашения об основных принципах организации МВФ. Советский Союз был среди первых государств, получивших от президента Ф. Рузвельта приглашение на Бреттон-Вудскую конференцию. Ее было решено провести 1—22 июля 1944 года.
Практически все делегации возглавляли министры финансов, в то время как Советский Союз направил в Бреттон-Вудс заместителя наркома внешней торговли М.Степанова. В итоге сложилось положение, когда лишь делегация СССР не была уполномочена принимать решения на месте и постоянно запрашивала инструкции из Москвы. Однако эти трудности носили технический характер и не шли по масштабам ни в какое сравнение с другим, главным вопросом — каков будет выбор СССР: последует ли Москва примеру западноевропейских стран, стремившихся объединить усилия для экономического восстановления после войны, или же займется политической игрой.
В первые дни Бреттон-Вудской конференции СССР поставил ее участников перед рядом серьезных проблем. Первое возражение касалось намерения определить советскую квоту в фонде в размере 800 миллионов долларов. Делегация СССР выразила официальный протест против предложенного объема квоты, заявив, что ей было обещано больше. Еще до Бреттон-Вудса Г.Уайт провел пресс-конференцию, на которой неосмотрительно высказал предположение, что квота СССР должна составить 1 миллиард долларов.
Вторая серьезная проблема возникла после того, как СССР отказался поддержать предложение о том, чтобы все страны — члены фонда выплачивали часть квоты золотом — до 25 процентов своего взноса. Советская сторона доказывала, что государства, которые больше всего пострадали в войне, не должны вообще отдавать свое золото или, по крайней мере, чтобы «золотая» часть их квоты была резко сокращена. Такое положение казалось неприемлемым, поскольку золотое обеспечение было абсолютно необходимым гарантом достаточных кредитных средств для членов фонда. В результате дискуссий был выработан компромисс: не уступив в вопросе о золотом вкладе, увеличили квоту СССР до 1,2 миллиарда долларов.
Казалось, разногласия были урегулированы. Уже без каких-либо серьезных осложнений мы плавно приближались к завершению конференции. К примеру, Советский Союз предложил снять положение об обязательствах для себя в отношении обменных курсов. Иными словами, он выступал за то, чтобы иметь возможность свободно изменять валютный курс рубля, не запрашивая на это разрешений фонда. Конференция согласилась с данным предложением: поскольку вся внешняя торговля СССР находилась под полным контролем государству, никакой опасности изменения обменного курса рубля практически не представляли.
Однако у участников конференции все же не было полной ясности в формулировках конкретных положений и в механизме решения некоторых будущих проблем. В связи с этим был создан комитет по нерешенным вопросам, в который, помимо США, СССР и Великобритании, вошли еще несколько стран — всего 8 или 10.
Советский представитель поставил свою подпись под заключительным актом конференции. По условиям соглашения, правительства подписавших документ государств должны были представить в государственный департамент США грамоты о его ратификации до 31 декабря 1945 года. Это означало, что страна становится членом - основателем МВФ.
Поначалу никто не сомневался в том, что СССР ратифицирует Бреттон-Вудский акт. Однако все изменилось, когда Москва обратилась к США с просьбой о предоставлении займа в 10 миллиардов долларов. Эта цифра, учитывая, что валовой национальный продукт США в то время составлял 214 миллиардов долларов, была просто колоссальной. Более того, законодательная система США предполагает, что крупные средства иностранным государствам могут быть выделены только с одобрения конгресса. Министерство финансов не могло обратиться с этим запросом в конгресс, поскольку мы уже знали, что нам предстояло добиваться у законодателей выделения займа Великобритании. Тем не менее, у Экспортно-импортного банка оставался невостребованным по предыдущим программам 1 миллиард долларов, и США решили предложить его Советскому Союзу. Однако СССР отказался от этого займа.
В ту пору возникли и другие разногласия, которые, правда, были связаны не столько с финансовыми делами, сколько с эмоциональной стороной отношений между Вашингтоном и Москвой. Вопреки рекомендации министерства финансов правительство США прекратило действие соглашения по ленд-лизу в день завершения второй мировой войны. По соглашениям о ленд-лизе, которые мы имели со многими странами, после прекращения войны предполагалось вступить в переговоры об урегулировании финансовых обязательств стран-получателей помощи перед США. Во-первых, ту американскую технику и оборудование, которые не были уничтожены в ходе боевых действий, они должны были вернуть или выкупить. Во-вторых, сразу же после прекращения войны все новые поставки товаров и продуктов из США должны были оплачиваться. В обоих случаях речь шла о минимальных суммах выплат по ленд-лизу, которые к тому же мы были готовы финансировать за счет предоставления выгодных кредитов с отсрочкой платежей на 20, 30 и даже 50 лет.
После войны Англия — крупнейший получатель помощи по ленд-лизу отказалась возвращать нам что-либо, но согласилась заплатить. Мы оценили ее долг в 350 миллионов долларов (по ленд-лизу она за 4 года получила товаров, в основном продовольствия, на сумму свыше 10 миллиардов). В силу тяжелого экономического состояния Великобритании США решили растянуть ее выплаты на 50 лет. Фактически это можно было назвать подарком, поскольку с тех пор цены и учетные ставки возросли в несколько раз.
Аналогичные соглашения были подписаны с Францией и другими странами.
Советский Союз был вторым по размеру получаемой помощи (около 10 миллиардов). После войны его долг по ленд-лизу оценивался приблизительно в 100 миллионов долларов. США хотели предложит растянуть выплаты на 50 лет, но Москва в итоге отказалась вообще что-либо выплачивать.
Последнюю пытку включить СССР в послевоенные экономические структуры, Соединенные Штаты предприняли в 1947 году. Объявленный «план Маршала» был задуман как общеевропейский проект. США были готовы финансировать программу мощи Европе в рамках, отвечавших параметрам МВФ и МБРР, и предложили Советскому Союзу войти в число стран, которые получали бы помощь.
Однако, Москва отвергла это приглашение. Стало очевидно, что СССР решил построить свою международную торговую и финансовую систему для стран Восточной Европы. Был создан СЭВ, который, уже с первых дней существования не отвечал тому, что хотели получить от него государства-участники. Потом СССР выступил с инициативой по созданию переводного рубля, который так и не превратился в конвертору валюту, предложили создать в качестве конкурента МВФ международный банк с золотым обеспечением. Однако и из этого ничего не получилось.