Глава 2. Методы изучения генетики поведения Введение

Реферативная работа

Основы генетики поведения

Выполнена ученицей 10"B"химико-билогического класса

ГБ НОУ АО"Университетская Ломносовская гимназия"

Гусейновой Наилей Джанполад кызы

Научный руководитель: Чернецкая Ольга Николаевна,учитель биологии высшей квалификации,

заслуженный учитель РФ.

г.Арханегльск

2015г.

Содержание

Введение............................................................................................2

Глава1.Изучение генетики поведения............................................

1.1Теоретическое обоснование...........................

1.2 Классификация типов поведения по З.А. Зорину, И.И. Полетаеву, Ж.И. Резникову "Основы этологии и генетики поведения".

1.3 Классификация типов поведения по Р.Хайнду "Поведение животных"..................

Глава 2. Методы изучения генетики поведения..............................

Глава 3. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ НА ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПРИЗНАКА. МАТЕРИНСКИЙ ЭФФЕКТ...............................

Заключение............................................

Введение

Поведение — один из важнейших способов активного приспособления животных к многообразию условий окружающей среды. Оно обеспечивает выживание и успешное воспроизведение как отдельной особи, так и вида в целом

Хорошо известно, что поведение во многом зависит от генов. Генотип определяет не поведение как таковое, а скорее общее принципы построения нейронных контуров, отвечающих за обработку поступающей информации и принятие решений, причем эти «вычислительные устройства» способны к обучению и постоянно перестраиваются в течение жизни.. Однако необходимо помнить, что каждый поведенческий признак определяется не одним-двумя, а огромным множеством генов, работающих согласованно.

Цель работы:

Ознакомиться с различными подходами к классификации, методами изучения генетики поведения и рассмотреть влияние внешних условий на ее изменчивость.

Задачи:

1. Рассмотреть классификацию типов поведения в разных литературных источниках

2. Выявить существующие методы изучения генетики и сравнить их между собой

3.Рассмотреть влияние внешних факторов на изменчивость признака по разным источникам.

Обьект: научная литература

Предмет: описание генетики поведения

Метод: анализ литературных источников

Глава 1 Изучение генетики поведения

1.1Теоретическое обоснование:

Некоторые признаки определяются единичными генами, но большинство характеристик человека зависят от многих генов, т. е. они являются полигенными. Такие свойства, как интеллект, рост и эмоциональность, нельзя отнести к четко определенным категориям; они непрерывно изменчивы. Большинство людей не относится ни к тупым, ни к выдающимся умам; интеллект простирается очень широко, и большинство людей находятся где-то в середине его пространства. Иногда определенный генетический дефект может привести к умственной отсталости, но в большинстве случаев интеллектуальные возможност зависят от множества генов, которые влияют на факторы, лежащие в основе различных способностей. Конечно, то, что произойдет с этим генетическим потенциалом дальше, зависит уже от условий окружения

1.2 Классификация типов поведения по З.А. Зорину, И.И. Полетаеву, Ж.И. Резникову "Основы этологии и генетики поведения".

Классификация по непосредственным причинам.

Типы,поведения,обнаруженные у животных,могут быть сгруппированы согласно причинным факторам;при этом те виды активности,которые определяются одними и теми же причинными факторами,обьеденяются в одну группу

Так,все виды активности,частота или интенсивность которых достоверно повышается под дествием мужского полового гормона,можно обьединить и обозначить как "половое поведение самца".Подобно этому все виды активности,связанные с комплексом раздражиетелей в ситуации "самец-соперник", могут быть описаны как "агонистическое поведение".Этот тип классификации необходим для исследования поведения животных,и его удобно применять на практике.

Функциональная классификация

Виды активности можно также классифицировать по их адаптированому значению."Угроза","ухаживание","охота" относятся к категориям именно этого типа.Употребление этих терминов аналагичн употреблению морфологами таких терминов,как,скажем,"ноги" или "глаза".Данная структура классифицируется как "нога",потому что обладает соответствующими функциями.

Классификация по происхождению.

Здесь следует различать две совершенно различные системы.

Классификация по общим предковым формам.

В этом случае формы поведения,которые,по-видимому,имеют общее происхождение,группируют вместе.Метод широко используется при исследовании эволюции поведения,особенно эволюции так называемых "фиксированных последовательностей движений".Основынм критериием подобной группировки служит сходство в паттерне мышечных сокращений,но,как и в систематике,здесь следует учитывать возможность конвергенции,дивергенции.Эта классификация основана на сравнительном изучении близкородственных видов.

Классификация по способу приобретения.

Основой этой классификации является характер изменений поведенческого акта в процессе индивидуального развития или эволюции."Приобретенное в результате научения" и "ритуализованное" поведения- примеры категорий,используемых в этой системе классификаций.

Классификация по З.А.Зорина, И.И.Полетаева, Ж.И.Резникова "Основы этологии и генетики поведения"

Животные, как правило, успешно приспособлены к среде своего обитания, что оказывается возможным в большой степени благодаря разнообразию форм и механизмов поведения.

При изучении поведения применяются различные подходы. Один из них — оценка становления поведения в процессе эволюции, выяснение приспособительного значения той или иной реакции, ее психологических или физиологических механизмов.

Удобной для описания поведения считается классификация Д.Дьюсбери (1981). Все формы поведения животных он объединяет в три основные группы — индивидуальное поведение, репродуктивное и социальное.

К индивидуальным поведенческим актам относятся:

1) локомоция;

2) питание и дыхание (отыскание и запасание пищи, отыскание среды, богатой кислородом);

3) терморегуляция (обеспечение оптимального температурного режима);

4) поиски убежища;

5) избегание хищников;

6) сон;

7) поддержание чистоты тела;

8) биологические ритмы;

9) исследовательская активность;

10) игра;

11) использование орудий;

12) манипуляционная активность.

Как видно, среди указанных форм индивидуального поведения названы и чисто физиологические процессы, а не поведение, как таковое. Однако, по-видимому, здесь имеются в виду не сами физиологические акты, а те поведенческие реакции, которые обеспечивают выполнение данных функций.

С репродуктивным поведением, в частности с проблемами его феромонального контроля, мы рекомендуем познакомиться по книге С.Н. Новикова (1987) "Феромоны и проблемы размножения млекопитающих". Другие наиболее часто употребляемые системы классификации поведения подробно рассмотрены в книге Р.Хайнда (1975). К ним относятся классификации:

1) по непосредственным причинам, вызывающим тот или иной поведенческий акт;

2) по функциям, которые он выполняет;

3) по происхождению в филогенезе;

4) по способу формирования в онтогенезе.

Классификация по "непосредственным причинам" позволяет объединять в одну группу те поведенческие реакции, в основе которых лежат одни и те же причинные факторы. Например, все виды активности самцов, частота или интенсивность которых достоверно повышается под влиянием мужского полового гормона, можно объединить и обозначить как "половое поведение самца". Подобно этому все виды взаимодействия самцов с соперниками могут быть, описаны как агонистическое поведение (см.: 8.6).

Классификация по "функциям" позволяет группировать различные формы поведения в зависимости от той роли, которую они выполняют для выживания вида. В результате удается выделить такие категории, как угроза, ухаживание, добывание пищи и т.д. По мнению Р.Хайнда (1975), применение таких определений к поведению животных разных видов вовсе не предполагает общности их происхождения. Оно скорее напоминает использование морфологами терминов "нога" или "глаз".

Первые два типа классификации во многих случаях совпадают. Например, категория "половое поведение" может быть выделена в соответствии и с первым, и со вторым критерием. В большинстве же случаев отнесение той или иной формы поведения к определенной категории оказывается возможным только после тщательного причинного анализа.

Метод классификации "по происхождению в филогенезе" широко используется этологами при рассмотрении проблем эволюции поведения, в частности эволюции собственно инстинктивных действий. В основе такого метода лежит тщательное сравнительное изучение поведения видов с разной степенью родства

Один из важных и распространенных способов классификации поведения — по характеру его формирования в онтогенезе. В этом случае учитываются особенности проявления данного поведенческого акта в процессе индивидуального развития. Согласно этой классификации поведение традиционно подразделяют на врожденное (инстинктивное) и приобретенное в результате научения.

Оригинальную классификацию форм поведения предложил Л.В. Крушинский (1986). Она соединяет в себе два критерия: способ формирования конкретного поведенческого акта в онтогенезе и лежащие в его основе нейробиологические механизмы.

По этим критериям Л.В. Крушинский выделял поведенческие акты, которые осуществляются:

1) на основе наследственно обусловленной программы и не требуют для своего развития специального обучения или тренировки; эта категория совпадает с выделенной согласно предыдущей классификации категорией врожденных, или инстинктивных, действий;

2) на основе программы, которая постепенно формируется в процессе приобретения особью индивидуального опыта — это различные формы привыкания и обучения;

3) на основе экстренного принятия решения в новой для животногоситуации без специального предварительного обучения и при отсутствии соответствующей конкретной наследственной програм-с мы; к этой категории относится элементарная рассудочная деятельность, или мышление, животных.

Таким образом, в классификации Л.В. Крушинского речь идет о "компонентном составе" поведения, т.е. об относительной роли разных его видов в конкретной поведенческой реакции.

Вывод:

1.Поведение можно описать и разбить на категории либо исходя из характера пространственно-временных паттернов мышечных сокращений,либо на основании результатов поведения.

2.Способы классификации поведения многообразны. Это объясняется тем, что число критериев, которые могут быть положены в ее основу, практически безгранично. Выбор способа классификации диктуется обычно задачами исследования и нередко бывает субъективным

3.Классификация по Зорину,Полетаева,Резникова "Основы этологии и генетики поведения" более многообразная, чем у Р.Хайнда

Есть все те же классификации,которые были в учебники Р.Хайнда,т.е для изучения классификаци генетики поведения углубленно более подходит учебник Зорина,Полтеева,Резникова,но нужно помнить,что классифицировать можно бесконечно т.к критерии классификаци неограниченно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: