Проблема социализации в раннем юношеском возрасте

Период ранней юности (15-17 лет) является одним из основных этапов социализации человека. Этот возраст выделяется многими авторами в связи со становлением и развитием наиболее важных личностных образований, таких как Я-концепция и идентичность; мировоззрение, самоопределение; отношение к миру, обобщенный образ действительности. По-видимому, столь существенных перемен, как в этот период, нет ни на каком другом отрезке жизненного пути, так как в это время изменяется вся структура жизнедеятельности человека и его положение в системе общественных отношений. Этот этап социализации может быть назван "судьбоносным", так как здесь в кратчайшие сроки старшеклассник должен принять большое число решений, которые во многом повлияют на течение его дальнейшей жизни. (10, с.347)

Для рассмотрения проблемы социализации в юности в большей степени интересны те подходы к изучению развития личности ребенка, в которых в той или иной степени отмечается влияние социума. Наибольший вклад в этом направлении был сделан Э.Шпрангером, Ш.Бюлер, К.Левиным, Ж.Пиаже Э.Штерном, З.Фрейдом, Э.Эриксоном, Б.Заззо, М.Мид и многими другими. Так, например, Э.Шпрангер исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, положил начало систематическому исследованию юношеского самосознания и ценностных ориентации. Шпрангер различает ценности, ценностные переживания и реализацию ценностей; ценностные переживания относятся к влиянию ценностных концепций на когнитивные процессы, реализация ценностей - к поведению, управляемому этими концепциями. В качестве новообразований этого возраста он отмечал открытие "Я", развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана. Э. Штерн рассматривал формирование личности в зависимости от того, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая его жизнь, особое значение как этапу в становлении личности придавалось при этом юношескому возрасту. (11, с.185)

К.Левин считал важнейшими процессами, происходящими в этот период жизни человека, расширение жизненного мира личности, круга общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых ориентируется подросток. Поведение в юношеском возрасте определяется прежде всего его маргинальным положением - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Между тем, К.Левин отмечал, что неопределенность возрастного статуса далеко не всегда означает также неопределенность и уровня притязании и ценностных ориентации в юношеском возрасте В своей эпигенетической теории Э.Эриксон особо выделяет именно кризис юношеского возраста как один из самых важных в развитии личности. Этот период характеризуется им как период "ролевого моратория", период в котором у человека появляется чувство своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других или наоборот, возникает диффузное, расплывчатое "Я", ролевая и личностная неопределенность. Э.Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, интересы подростков. Огромное влияние на проблему изучения процесса социализации, в частности, в юношеском возрасте оказали работы выдающихся отечественных ученых Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.П.Блонского, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина и др. (14, с.227)

В отличие от механистических концепций, рассматривавших развитие ребенка только как результат воздействия "внешней", социальной среды, Л.С.Выготский подчеркивал, что среду надо рассматривать не как "обстановку развития", которая извне определяет развитие ребенка. Воздействия среды сами меняются количественно и качественно, в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства, включая возрастные особенности ребенка, они преломляются. Л.С.Выготсккий писал: "Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь по которому социальное становится индивидуальным". Именно специфической ситуацией развития определяется в юношеском возрасте и формирование ценностной структуры подростка. (17, с.218) С одной стороны, в этом возрасте наличествуют главные условиях ее формирования - высокий уровень рефлексии, осознание жизненного опыта и произвольное поведение. С другой стороны, именно в этот период к личности предъявляются требования, диктуемые особой социальной ситуацией ее жизнедеятельности. Становится необходимостью определиться в отношении к миру в целом и к социуму в частности, сориентироваться на цели и средства их достижения в будущем. Молодые люди должны понять, кто они, к чему стремятся и как можно эти стремления осуществить. (17, с.226)

Между тем, как отмечает И.С.Кон, чтобы жить и успешно функционировать в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе, индивид должен обладать двумя противоположно направленными рядами качеств: во-первых, - твердым ядром личности, мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями; во-вторых, он должен обладать высокой психологической лабильностью, гибкостью, способностью усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое не только в юности, но и в зрелом возрасте. Поэтому "самостоятельную, творческую личность формирует только самостоятельная, творческая деятельность, построенная на основе самоуправления". При этом собственно встает вопрос об активности субъекта социализации. (15, с.197)

Проблема активности самого социализирующегося индивида является относительно новой тенденцией в изучении социализации. В современных исследованиях социализация рассматривается как процесс взаимодействия между человеком и обществом, а не как приспособление к социуму, основанное на пассивном подчинении его требованиям, что было характерно еще для исследований семидесятых годов. Г.М.Андреева так определяет процесс социализации: "социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду". (26, с.83) Зачастую в качестве второй стороны социализации называется просто "активное, деятельностное начало в самой личности, ее предметная творческая деятельность", без какого-то ни было выявления специфики этой деятельности именно для процесса социализации. Таким образом, подчеркивается момент активности индивида в процессе социализации за счет "активности" самой деятельности, которую осуществляет индивид. По мнению А.С.Волович, "в область изучения теории социализации входит не деятельность сама по себе..., а то влияние, которое оказывает деятельность по реализации и преобразованию социальных связей на ее субъекта, обусловливая те аспекты социальной среды, с которой он взаимодействует". С этой точки зрения деятельность обеспечивает активно избирательный характер процесса усвоения социального опыта, опосредуя все социальные воздействия на формирующуюся личность. (4, с.148)

Таким образом, деятельность является одним из основных "выразителей" активности субъекта, проявляемой им в процессе социализации. Социальные требования, предъявляемые в период юности к личности, транслируются посредством множества социальных институтов, среди которых выделяются главные - семья, школа и группа сверстников. (17, с.264)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: