Юношеский возраст традиционно является одним из самых трудных в воспитательном отношении. Став студентом, юноша вступает во взрослую самостоятельную жизнь. Актуальность данной работы очень велика. О чем свидетельствует наличие обширной литературы.
Проведенное нами исследование, посвященное изучению отношений студентов с родителями подтвердило нашу гипотезу о том, что обучение в учреждениях СПО меняет отношение к родителям.
В ходе нашей работы над проблемой цель исследования достигнута. Поставленные перед нами задачи по изучению теоретических основ проблемы, и по проведению исследовательской работы реализованы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней проанализирована и систематизирована литература по проблеме исследования, выявлены особенности отношений детей юношеского возраста с родителями.
Практическая значимость исследования заключается в том, что отобраны диагностические методы исследования, и проведен констатирующий эксперимент, выявляющий особенности отношений детей юношеского возраста с родителями. Результаты исследования могут быть использованы учителями, классными руководителями в работе с классом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин А.Н. Методика измерения коммуникативной дистанции // Вопросы психологии. – №1, 1987.- С.21;
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 375 с.;
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002.-213с.;
4. Бодалев А. А.. Личность и общение.- М.: Педагогика, 1983.-255с.;
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.-237с.;
6. Божович Л.И. Избранные психологические труды.- М.: ВЛАДОС, 1995.-275с.;
7. Бочавер С.Т. Психология личности и межличностных отношений.-М.:ЭКСМО-Пресс, 2001.-157с.;
8. Бронфенбреннер У. П. Два мира детства.-М.: ВЛАДОС, 1976.- 367с.;
9. Брудный А. А. Понимание и общение.–М.: Знание, 1989.-404с.;
10. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество.- Спб.: ЭКСМО-Пресс,1971.-385с.;
11. Давидюк Г.П. Прикладная психология. — Минск: Выш. школа, 2005. — 219 с.;
12. Дивицына Н.Ф. «Семьеведение», М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325с.
13. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. «Семья, школа, дети», М.: Юридическая литература, 1989. – 197с.;
14. Кон И.С. Психология личности. — М.: Просвещение, 2005. – 90с.;
15. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.- 265с.;
16. Кравченко А. И. Социология: Учебник для вузов.-М.: Академический проект, 2000.-297с.;
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.: Просвещение, 1975.-416с.;
18. Мамикова Л. И. Педагоги, родители, дети.- М.: Политиздат, 2000.-431с.;
19. Мудрик А.В. «Социальныя педагогика: учеб. Для студ. Пед. Вузов»/ под ред. В.А. Сластелино. – 5-е изд., допол. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 200с.;
20. Радугин А.А. Социология. - М.: Центр, 1997.-305с.;
21. Свенцицкий А.Л. Социальная психология.- М.:Политиздат, 2004.-226с.;
22. Симонова А. С. Социология: Основы общей теории.-М.: Аспект пресс, 2005.-235с.;
23. Столин В.В. Самосознание личности.-М.:ВЛАДОС,1984.-239с.;
24. Троицкая К. Н. Особенности психологии старшего подростка и юноши.-Кемерово: ЧеРо, 1973.-390с.;
25. Черствая О. Е. Семейный уклад и карьера. – Вологда: Издательский центр «Академия», 2006.-368с.;
26. Шакурова М.В. «Методика и технология работы социального педагога». – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272с.
Приложение 1
Опрос
Уважаемый студент! Просим Вас поучаствовать в опросе. Пожалуйста, ответьте на вопрос. Ваши откровенные ответы помогут нам в нашем исследовании. Ответ может быть кратким или более развернутым.
1. Как я раньше относилась к родителям
________________________________________________________
2. Как сейчас отношусь
________________________________________________________
3. Кому обращаюсь за помощью (к отцу, к матери, к обеим)
________________________________________________________
4. Всё ли рассказываю своим родителям
________________________________________________________
5. Кому больше всего доверяю в семье
________________________________________________________
6. Изменилось ли их отношение ко мне после поступления в колледж (если изменилось, то как?)
________________________________________________________
Приложение 2
«Неоконченные предложения»
Методика незаконченного тезиса
Автор: Марков И. А.;
Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям;
1. Моя мама...
2. Мой папа...
3. Я люблю, когда мама...
4. Я не люблю, когда мама...
5. Я люблю, когда папа...
6. Я не люблю, когда папа...
7. Я боюсь, когда мама...
8. Я боюсь, когда папа...
9. Мы вместе с мамой...
10. Мы вместе с папой...
Приложение 3
«Отношение к родителям»
Автор: Немов Р. А.;
1. Я люблю и привязан к своим родителям, но бывает, что сильно обижаюсь на них и спорю с ними
Да__ Нет__
2. В одни моменты времени мне кажется, что родители меня слишком опекают, а в другие — что я непослушен и причиняю родным огорчения
Да__ Нет__
3. Мои родители не дали мне того, что необходимо для жизни
Да__ Нет__
4. Я упрекаю родителей в том, что в детстве они уделяли недостаточно внимания моему здоровью
Да__ Нет__
5. Я очень люблю (любил) одного из родителей
Да__ Нет__
6. Я люблю родителей, но не переношу, когда мною командуют и распоряжаются
Да__ Нет__
7. Я упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю (любил) своих родителей
Да__ Нет__
8. Родители меня слишком притесняли и во всём навязывали свою волю
Да__ Нет__
9. Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими
Да__ Нет__
10. Я считаю себя виноватым перед родителями
Да__ Нет__