И.А. Сикорский

НАРУШЕНИЯ ТЕМПА И РИТМА РЕЧИ


УДК 376.36 ББК 74.3 Л69

Авторы-составители: В.И. Селиверстов, Л.Г. Парамонова Л69

Логопедия. Методическое наследие: Пособие для лого­педов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. — 432 с. — (Б-ка учителя-дефектолога).

18ВК 5-691-01211-8.

18ВЫ 5-691-01215-0(11).

В пособии представлены извлечения из работ известных отече­ственных и зарубежных авторов, касающиеся преимущественно методических подходов к преодолению заикания и расстройств темпа и ритма речи несудорожного характера, а также вопросов организации логопедической помощи заикающимся.

Пособие адресовано логопедам специальных (коррекционных) образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.

УДК 376.36 ББК 74.3

© Волкова Л.С., научное редактирование, 2003 © Селиверстов В.И., Парамонова Л.Г., 2003 © ООО «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 2003 © Серия «Б-ка учителя-дефектолога»

и серийное оформление.

ООО «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 2003 © Макет. ООО «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 2003

ISВН 5-691-01211-8 18ВК 5-691-01215-0(11)


Содержание

От составителей

И А. Сикорский Особенности характера и темперамента заикающихся и условия, способствующие изменению настроения духа и ассоциации идей

Д.Г. Неткачев Заикание. Новый психологический способ лечения

И.И. Тартаковский Психология заикания и коллективная психотерапия

М.Е. Хватцев Комплексный метод преодоления заикания и особенности его применения для детей дошкольного возраста. Ускоренная речь. Замедленная речь

М. Зееман Дети с ускоренной речью (тахилалия)

В.И. Селиверстов Опыт организации летнего логопедического лагеря-санатория для заикающихся детей и подростков. Методическое письмо

Н.П. Тяпугин Лечение детей в преддошкольном, дошкольном и школьном возрасте

НА. Чевелева Система исправления речи у заикающихся школьников в процессе ручной деятельности

В.И. Селиверстов Принцип последовательности и систематичности в логопедических занятиях с заикающимися школьниками

И.Ю. Абелева, Л.П. Голубева и др. Речевые правила для заикающихся

В.С. Кочергина Расстройства темпа, ритма и плавности речи

С.М. Любинская Техника обучения методу аутогенной тренировки

С.И. Павлова О психологических особенностях заикающихся детей и подростков

В А. Ковшиков Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах

А.В. Ястребова Организация, содержание и принципы коррекционного обучения заикающихся учащихся младших классов

НА. Власова Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских садов

ГА. Волкова Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников

Л.З.Арутюнян (Андронова) Коррекция личности и нормализация функционального состояния в процессе работы над речью

В.И. Селиверстов Современный комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания

В.М. Шкловский Групповая психотерапия в процессе преодоления заикания

Л.Я. Миссуловин Психотерапия в устранении заикания. Аппарат АИР. Заикание у умственно отсталых детей

М.Е. Хватцев Заикание — недуг устранимый


От составителей

Проблема заикания, несмотря на многовековую историю ое изучения, до настоящего времени продолжает оставаться одной из наиболее сложных и недостаточно разработанных. Характерны самые разнообразные подходы к его изучению и самые различные попытки объяснения его механизмов, не раскрывающие, однако, до конца всей сути проблемы. Заи­кающиеся же самого разного возраста по-прежнему продол­жают ждать от специалистов реальной помощи в преодоле­нии своего столь мучительного недуга.

В связи с этим в данной подборке материалов мы уделили основное внимание методической стороне проблемы, направ­ленной на оказание практической помощи заикающимся детям, подросткам и взрослым. В пособии нашли отражение вопросы классификации заикающихся детей и взрослых, к которым в процессе коррекционной работы невозможно под­ходить без учета их личностных и других особенностей.

Прежде всего здесь довольно полно освещен комплексный подход к преодолению заикания, учитывающий не только отдельные симптомы данного речевого расстройства, но и иесъ синдром в целом. Приведены также предложенные раз­ными авторами методики преодоления заикания у детей дошкольного и школьного возраста, что позволит читателю использовать в своей работе конкретные методические ре­комендации специалистов.

Освещены в издании вопросы индивидуальной и группо­вой психотерапии, в работе с заикающимися подростками и взрослыми, проблемы организации в нашей стране логопе­дической помощи заикающимся.

Кроме того, опубликованы материалы, касающиеся осо­бенностей проявления и преодоления заикания у умственно отсталых детей, что сделано нами с учетом крайне недоста­точной разработанности этого вопроса.

Составители надеются, что все эти сведения будут полез­ны как для настоящих, так и для будущих логопедов и дефектологов.


И.А. Сикорский


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: