Независимо от указанных трех признаков предрасположения к заиканию (т. е. фамильного заикания, фамильных нервных болезней и знаков вырождения) у подверженных заиканию лиц весьма нередко существует еще один признак, характеризующий предрасположение к болезни. Мы разумеем особенности характера и темперамента заикающихся. Что эти больные отличаются своеобразными душевными качествами, — это было известно уже первым врачам, наблюдавшим заикание. Но самые поучительные и точные сведения о своем характере дают сами больные.
Существенную черту характера заикающихся составляют робость и смущение в присутствии людей и вытекающая отсюда неуверенность в своих силах и даже нечто вроде неуважения и даже презрения к самому себе. Как только заикающийся находится наедине или в присутствии людей, которые оказывают мало влияния на его личность, каковы, например, дети, он почти вполне освобождается от робости и смущения. С психологической точки зрения это душевное состояние должно быть причислено к душевным волнениям и наблюдается у заикающихся то в острой форме скоропреходящего аффекта смущения и замешательства, то в более продолжительной — в виде постоянного настроения духа, которое только изредка оставляет больного и которое, таким образом, является почти неизменной чертой характера. В той и другой форме описываемое психическое состояние с субъективной точки зрения тягостно и составляет главную, не всегда, впрочем, высказываемую, жалобу больных, которых мучает не столько самое заикание, сколько то самочувствие, каким оно сопровождается или из которого оно вытекает.
|
|
Другую черту характера заикающихся составляет их чрезмерная впечатлительность, выражающаяся неустойчивым настроением духа: эти больные весьма легко приходят в смущение, и хотя скоро овладевают собою, но, несмотря на это, снова легко впадают в прежнее состояние под влиянием мелких обстоятельств, ничтожное значение которых признают и сами. Уже было замечено выше, что заикающиеся особенно чувствительны к впечатлению, производимому живой личностью. Они бывают как бы подавлены своим собеседником, и для многих из них человеческое общество до известной степени тягостно. Из этого источника у них возникает недоверие к людям и подозрительность, которую сами они понимают объективно и признают своим недостатком.
Третью особенность заикающихся составляют пылкость и яркость их фантазии, которая живо воспроизводит в их сознании сцены когда-нибудь пережитого смущения или иного душевного волнения. Подобные яркие воспоминания повергают их в стыд и краску даже тогда, когда они находятся наедине сами с собой. Здесь мы, очевидно, имеем внутреннюю сторону предыдущей черты, т. е. впечатлительности: больной приходит в аффект под влиянием представлений или воспоминаний точно так же, как при реальных впечатлениях. Благодаря этому некоторые сцены, пережитые больным, некоторые испытанные когда-нибудь давно в незапамятное время душевные волнения снова воскресают в памяти с яркостью свежего психического акта, и больной не может отрешиться от тягостных воспоминаний и заставить себя забыть их. Подобную силу обнаруживают не какие-либо крупные события — что было бы естественно, — а мелкие обстоятельства, ничтожность которых сам больной вполне сознает.
|
|
Четвертую черту характера заикающихся составляет относительная слабость их во л и. Строго говоря, о слабости воли вообще у большей части заикающихся не может быть и речи, потому что они ведут свою жизнь вполне самостоятельно и обнаруживают надлежащую инициативу точно так же, как и здоровые люди; но известное отсутствие по временам волевого напряжения или известная нерешительность составляют чрезвычайно частое явление у заикающихся и идут рука об руку с душевными волнениями, от которых они, по всей вероятности, и зависят. Это качество также проявляется главным образом в присутствии посторонней воли.
Наблюдение показывает, что описанные черты характера стоят в самом близком соотношении с заиканием: они резче выражены в более тяжелых формах болезни, их наличность вызывает приступы судорог, их усиление ожесточает заикливость. Профессор Меркель, автор статьи о заикании, сам страдавший этой болезнью, говорит, что причина заикания заключается единственно^..> в психической сфере и главным образом в сфере воли; внешние же причины и психические влияния содействуют этому на столько, на сколько они могут оказывать влияние на душу.
Как мы уже выше сказали, заикающиеся ясно сознают свои психические ненормальности и описывают их вполне объективно. Меркель говорит, что заикание зависит от слабости воли, упадка духа, смущениЖ...> что заикание есть следствие известной несвободы, несамостоятельности духа по отношению прежде всего к органам речи, но что эти качества распространяются и на все существо заикающегося. К этим словам Меркель прибавляет, что сказанное им почерпнуто непосредственно из правдивой природы, именно из наблюдений над самим собой и над собственным заиканием<...>. Д-р Винекен, также страдавший неизлечимым заиканием, говорит об упадке духа у заик и в заключение замечает, что если бы ему нужно было коротко высказаться о заикании на основании личного опыта, то он сказал бы, что недостаток воли<...> составляет ближайшую причину заикания. Один
из наших больных, врач, следующим образом характеризует свое душевное состояние: расположение духаболъ-шей частью мрачное, мысль о недостатке (заикании) тяготит душу; возбудимость чувства повышена; пустяки возбуждают смех, пустяки же я огорчают; иногда к этому еще присоединяется подозрительность. Другой наш больной — студент называет свой характер робким и застенчивым от природы, ему кажется, что все на него обращают внимание и чувствуют к нему сострадание, и мысль об этом более всего удручает его. Еще один молодой человек говорит, что его располагает к заиканию смущение и апатия, называет свой характер впечатлительным, говорит, что самый пустой факт способен его растрогать или обидеть<...>,