Основные положения

1. В отличие от О. Конта и Э. Дюркгейма, социологическая доктри­на, развиваемая Максом Вебером (1864-1920), наполнена скептицизмом
по отношению к социологическим всеобщностям и сконцентрирована на изучении социальных действий и отношений конкретных индиви­дов. Только таким образом, считал он, можно понять действительные
механизмы реального поведения индивидов и их общностей и превра­тить социологию в понимающую и объясняющую науку.
Причем понимание может быть двух видов: непосредственное, возникающее и процессе прямого наблюдения за действиями другого человека, и объясняющее понимание, состоящее в рациональном объяснении мотивов, смысла, содержания и результатов осмысленного человеческого действия.

С учетом сказанного становится понятным определение социологии

данное М. Вебером: «Социология... есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяс­нить его процесс и воздействие».


2. Важнейшая категория веберовской социологии - социальное дей­ствие - обладает тремя отличительными признаками:

Ø наличие действующего индивида;

Ø осмысленность предпринимаемого действия;

Ø социальная ориентированность действия на других людей.

3. С точки зрения мотивации и уровня рациональности, осмыслен­ности вся совокупность социальных действий может быть подразделена
на четыре основных типа:

Ø целерационалъное;

Ø ценностнорациональное;

Ø традиционное;

Ø аффективное действие.

Высшим уровнем рациональности, разумной осмысленности обладают целерациональные действия, в которых поведение ориентировано на цель, рационально соотнесены средства к целям и побочным резуль­татам и четко выделено отношение различных возможных целей друг к другу. Рационально осмысленным является и второй тип - ценностно-рациональные действия, отличающиеся осознанным определением сво­ей направленности на определенную ценность на основе личных убеж­дений индивида о долге, достоинстве, красоте и т.п. Третий тип - тра­диционные действия находятся на границе осмысленности, а нередко и за ее пределами и основаны на длительной привычке, навеянной индивидам традициями, обычаями и т.п. Четвертый тип - аффективные действия чаще всего находятся за пределами осмысленности и совер­шаются индивидами в состоянии аффекта - страха, гнева и т.п.

4. С социальными действиями, в понимании М. Вебера, органиче­ски связаны социальные отношения, под которыми понимается поведе­ние нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу л.руг с другом и
ориентирующееся на это. Содержание же отношения может быть са­мым различным: борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный
обмен, соперничество и т.д. Социальное отношение может быть дли­
тельным или преходящим, а его содержание способно изменяться, на­
пример, в политических отношениях солидарность может превратиться
в борьбу, вызванную столкновением интересов.

5. Выделение основных типов действий и отношений привело
М. Вебера к необходимости введения в социологическую теорию и
обоснования категории «идеальный тип». Под идеальным типом он понимал идеальные в логическом смысле теоретические конструкции, по­зволяющие абстрагироваться от многочисленных и разнородных эмпи­рических фактов действительности и сконцентрировать внимание на
основных особенностях, целого обширного класса сходных в каком-либо отношении и повторяющихся социальных явлений и процессов, их взаимосвязанных причин и следствий.

6. В веберовской социологической концепции очень важное значе­ние придается категории «организация», отличительный признак кото­рой заключается в наличии административного персонала, постоянно
ответственного за поддержание устойчивости организации и координи­рование деятельности ее членов. Для обозначения этих административ­ных аспектов организации применяется термин «бюрократия», который
обозначает усилия, необходимые для поддержания и функционирова­ния организации, эффективности выполняемых ею функций и усилий,
направленных на достижение ее целей.

7. Наряду с организациями в обществе, согласно М. Веберу, суще­ствуют и другие объединения, в которых социальное поведение и соци­альные взаимодействия рационально упорядочены в своих целях и
средствах их достижения. Таковы, в частности, социальные институ­ты, характерные особенности которых состоят в следующем:

Ø люди включаются в них на основании объективных данных (на­личие гражданства, религиозных верований, профессии и т.п.);

Ø основными факторами, определяющими поведение в них, слу­жит наличие рациональных установлений (правил, предписаний и др.) и
аппарата принуждения. В качестве таковых, согласно М. Веберу, вы­ступают государство, церковь, политическая партия.

8. Теория рационализации, модифицированная в учении об органи­зациях и институтах, подводит М. Вебера вплотную к теоретическому
осмыслению явлений господства, подчинения и власти, занимающих
главенствующее положение в политике. Концентрированным вопло­щением господства и власти является государство, которое, по его сло­вам, «есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на
легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство».

М. Вебер выделяет три основных типа легитимного, т.е. законного господства:

Ø «традиционное» господство, базирующееся на авторитете «веч­но вчерашнего», т.е. власти, передаваемой по наследству - от князя или
короля его наследнику;

Ø господство в силу веры большинства общества в обязанность ле­гальных установлений, достигаемое путем избрания во время выборов в демократическом обществе;

Ø авторитет необычного личного дара, которым обладает носитель х аризмы, т.е. необычной способности человека оказывать магическое
воздействие на других людей и властвовать над ними.

8.М. Вебер уделил большое внимание изучению мировых религий
(буддизма, ислама христианства) и проанализировал влияние протестантизма, в первую очередь протестантской этики, на возникновение
капиталистического духа и становление капитализма как специфиче­ского типа рациональной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: