Социологическая теория Е.В. де Роберти

Работы: «Политико-экономические этюды», «Социология», «Прошедшее философии», «Понятие разума и законы вселенной», «Философия и ее задачи в XX веке»

Наиболее видный представитель психологического направления.

Эволюция воззрений социолога происходила в общем в русле позитивизма с его принципом редукционизма, только на место биологического приходит психологическое редуцирование. Социальные изменения отождествляются с психологическими процессами.

В 90-х годах расширяет предмет социологии, включая в нее мораль, часто даже отождествляя социологию с этикой.

Все это привело в конечном итоге к трактовке социологии как универсальной науки о человеческом духе, куда попадает история науки, история отдельных отраслей знания (искусство, философия и т.д.), теория познания, этика, эстетика, политика, юриспруденция и мн. др. Но социология имеет «одну цель — познание законов психолог.взаимодействия».

Структура социологии: есть наука и абстрактная и одновременно описательная (1 часть описательной - элементарная социология, носящая название «психология», и 2 часть- более обширная, «естественная история общества»).

Метод социологии: наблюдение, эксперимент, описание

Выделял мыслительную сторону в качестве определяющего элемента психологического взаимодействия, что придавало отпечаток своеобразия всей его концепции.

Непосредственным двигателем любого соц. явления могут оказаться не только научные знания, но и многие психические факторы: чувства, эмоции, желание, воля.

Центральное место занимают биосоциальная гипотеза происхождения общества и закон четырех факторов развития культуры. Обе стороны своего учения выстраивает в «единый эволюционный ряд», пытаясь объяснить глобальную эволюцию человечества.

Главный предмет его изысканий – этико-социальная эволюция человечества. Этим обусловлены глобальный подход де Роберти к явлениям социальной жизни и универсальный характер его теории.

Классификация наук по сферам: неорганической, органической, надорганической.

1 - Биосоциальная гипотеза объясняет природу и особенности становления различных социальных явлений.

Понятие надорганического – ключевое у де Роберти. Ученый определяет его как социальный факт, постоянно проявляющийся в психологическом взаимодействии и требующий для своего объяснения обращения к социальной среде как совокупности надорганических условий. Надорганическая энергия представлена двумя крупными видами энергии:

- биосоциальной (психологические явления) и

- космобиосоциальной (исторические явления).

Развитие надорганического проходит две стадии:

1 психофизиологических отношений и

2 психологических взаимодействий

За это время у людей в условиях совместного существования происходит сосредоточение рассеянных психических сил. Называет это коллективным или групповым опытом. За это время происходит формирование сознания социализированной личности, которое сильно отличается от сознания просто биологического индивида. Постоянное взаимодействие людей ведет к тому, что новые сознания постоянно вступают в новые, более сложные отношения. Так формируются человеческая культура, цивилизация.

Процесс восхождения человечества по ступеням социальной эволюции (изменения в нравственном и интеллектуальном развитии человека): психофизическое взаимодействие à общественная группа à личность à цивилизация.

Формы социальной организации:

- род, племя – «органическая множественность» (возникшие естественным путем в докульутрную эпоху, результат простого сожительства)

- общины - «органическое единство» (социальное и духовное единство, подкрепленное материально)

- город, государство (развитые формы социальной организации)

Характерные черты «органического единства» - биологический эгоизм, паразитизм и т.п. Далее необходимо «надорганическое единство», где формируются чисто человеческие качества – альтруизм, кооперация, солидарность. В этих процессах социальной эволюции главная роль отводится познанию.

Развитие мысли – основа истории и социального прогресса. Не действие предупреждает знание, а знание всегда ведет за собой действие. Знание – не цель, а средство достижения конечного результата – успехов практической деятельности людей. Главный критерий социального прогресса – вера в науку, силу знания (позитивизм).

Научная мысль развивается быстрее, за ней следуют философия и искусство, а вместе вними изменяется и практическое сознание людей.

Цель социального процесса – формирование нравственной личности, реализуемое через связь поколений. Историческая личность есть сгусток коллективного опыта. Полноценным участником исторического процесса является только социализированная личность – продукт длительного развития общественности. Процесс познания, духовная деятельность людей есть основа всех других проявлений социума.

Де Роберти призывал соединить все науки, изучающие превращение органической энергии в надорганическую.

2 - Закон четырех факторов культуры. Позволяет судить о механизме социальной жизни.

Каждый человек в своей жизни попеременно может становиться ученым, философом, художником, практиком. В любом из этих качеств он начимнает с того, что наблюдает нужный ему круг явлений, затем составляет о нем суждение и после этого выбирает способ действования. Закон определяет всю практическую деятельность человека как производную от духовной деятельности.

Социология получает статус науки о культуре, «о причинах и факторах культуры в широком смысле слова». Наука, искусство, религия, философия – социальные факторы первостепенного значения, составляющие ядро социологии. Науки, исследующие эти факторы: теория познания и миропонимания, эстетика, этика.

Четыре формы мысли, следующие одна за другой в строгом порядке:

- знание (функция коллективного опыта)

- философия (функция знания)

- искусство (функция философии)

- практическая деятельность, поведение (сложная функция искусства, философии и науки)

Общая цель научной социологии виделась де Роберти в формировании теории целесообразного действия или поведения.

Нравственность возникает в результате сложного длительного процесса, который начинается с превращения волевых импульсов на уровне физиологии в свободную волю разумного существа. Критерий нравственности – целесообразность (полезность как критерий нравственных поступков). Таким образом, нравственность становится тождественна социализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: