Константин Михайлович Тахтарев (1871-1925)

Работа: «Наука об общественной жизни»

Тахтарев уделяет внимание общественному сотрудничеству на основе общественного разделения труда. человеческое общество начинается с общественного разделения труда, в его основе – сотрудничество, но возникает и дифференцирует.

Тахтарев – один из первых заговорил о социальной структуре общества на основе социального разделения групп.Задача социологи - исследовать социальное расслоение, деление общества на социальные группы, сословия. Эту часть его социологии называют социально- групповое учение Тахтарева. Он в этой работе заложил многие идеи на тему социальной стратификации. Тахтарев делил социологи на две части:

1. Генетическая (эволюционная)

2. Сравнительная (статистика)

Тахтарев вводит понятие «образ жизни» - удовлетворение человеческих потребностей с помощью определенных способов и средств существования. Он выступает как фундамент, основное понятие, так как на основе образа жизни Тахтарев выделяет определенные ступени, типы человеческого общества:

· Примитивное общество – в основе лежит охотничий образ жизни

· Родовое общество – в основе лежит кочевой образ жизни

· Общество, связанное с переходом к оседлому образу жизни на основе сельской общины

· Феодальное общество, натуральное хозяйство и соответствующий ему образ жизни

· Общество, формирующееся на основе городского образа жизни

Образ жизни – критерий типологии обществ. На тип общества, его характеристику влияют очень многие вещи: хозяйственная деятельность, разделение труда, брачно-семейная жизнь и ее формы, социальная дифференциация, разновидность поселения, организация власти.

Речь не о превращении социологии в физику, биологию или психологию, а о методолог.сходстве, ибо социология призвана быть особой естеств. наукой об общ. жизни, изучающей особый класс соц. явлений, впрочем, таких же естественных явлений, как и все другие явления мировой жизни.

Общество есть самодостаточное сожитие людей, находящихся во всевозможных формах общения друг с другом с целью всестороннего обеспечения жизни и сознающих свое общ.единство.

Больше оригинальности проявил в вопросах расслоения общества и его строения. Общение неизбежно объединяет людей в каких-либо отношениях и этим противопоставляет другим, т.е. разъединяет. Оба эффекта подкрепляются фактическим биопсихическим неравенством людей и на их совместном действии вырастает вся групповая дифференциация общества. Социальному различию, антагонизму и борьбе противостоят сходство, соглашение, солидарность, которые лежат в основе любого социального института, учреждения.

Он различал группы, стабильные, действующие долгое время в рамках одного или даже, нескольких типов социальных структур, и группы временные, преходящие.

Многочисленные социальные группы и институты составляют социальную структуру общества — т.е. часть систем общения. Общение — закономерность общественной жизни.

Только усваивая «точные научные приемы массового наблюдения и исследования социальных явлений, численного их измерения и статистико-социологического. выяснения их необходимых соотношений», социология может стать «действительно точной общественной наукой».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: