Общественная солидарность и разделение труда

Солидарность рассматривалась Дюркгеймом как высший моральный принцип, высшая ценность, которая является универсальной, признаваемой всеми членами общества. Поскольку потребность в общественном порядке, гармонии, солидарности «всеми считается за моральную» — морально и само разделение труда.Солидарность покоится на коллективном сознании - совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.Силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению является разделение труда.Разделение труда — признак высокоразвитого общ-ва.

1. Механическая солидарность (доиндустриальное) господствует в тех обществах, где индивиды мало отличаются друг от друга. Идеал индивида в таком обществе заключается в том, чтобы быть таким, как все. Малейшее отклонение от норм коллективного поведения карается. Власть группы абсолютна, индивид не обладает самостоятельной ценностью.

Социальная эволюция проходит следующие этапы:

1. Орда как идеальный пример механической солидарности. Индивидуальные отклонения воспринимаются здесь как девиантное поведение. Коллективное сознание орды существует в форме религии, которая характеризуется эмоциональной интенсивностью, всеохватностью, конкретностью норм.

2. Племя, состоящее из кланов. Клан – группа, членов которой связывают кровно-родственные отношения и которая выполняет религиозные, политические и экономические функции. Кланы объединялись в племя. Структурно-функциональная дифференциация племени характеризуется выделением самостоятельных кланов, появлением политического руководителя – вождя. Отличие от орды: тотемизм (появляется священный персонаж).

3. Союз племён. Возникает, когда племена начинают выполнять дифференцированные функции (например, жреческие). Вместе с зачатками разделения труда появляются элементы новой, органической солидарности в виде функционально взаимозависимых социальных объединений. Механическая солидарность ещё господствует.

2. Органическая солидарность (часть доиндустриального, индустриальное) господствует в развитых социальных системах, она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене.

Путь от механической к органической солидарности:

1. Древние города-государства. Кровно-родственные связи перестают играть решающую роль. Главную роль в организации общественной жизни начинают играть централизованные административные и юридические органы. «Их<индивидов>естественная и необходимая среда – это уже не родимая среда, а профессиональная». Изменения в религии: общественные законы постепенно перестают принуждать к выполнению религиозных обрядов.

2. Средневековое общество. Более чёткое выделение социальных институтов, ответственных за управление, религию, образование и экономику.

3. Современное индустриальное общество. Характеризуется переходом от изолированных общностей (маленьких городов, провинций), ведущих собственную жизнь и самодостаточных, относительно мало связанных с внешней средой, то есть от общества сегментарного типа, к большим специализированным институтам, ведающим управлением, медициной, производством и т.п. Причина индустриальной революции – в развитии рыночной системы, сопровождаемой дифференциацией экономического сектора. Религия современности – культ индивида. В силу развития специализации каждая часть такого социального целого зависит как от этого целого, так и от его составных частей. В силу этого общества с органической солидарностью сплочённее обществ, основанных на общем коллективном сознании.

  Механическая солидарность Органическая солидарность
1. Сущность Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах) Основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах)
2. Морфологическая (структурная) основа Слабая взаимозависимость (относительно слабые социальные связи) Большая взаимозависимость (сильные социальные связи)
Относительно малый объём населения Относительно большой объём населения
3. Формальные признаки коллективного сознания Власть группы абсолютна Большой простор для индивидуальной инициативы и рефлексии
Высокая степень религиозности Возрастающая светскость
4. Содержание коллективного сознания Господство над интересами человека и беспрекословность Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения)
Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости

Итак, прогресс рассматривался Дюркгеймом как увеличение структурно-функциональной сложности общества: появляются новые функции в обществе и соответственно появляются социальные институты для их выполнения. Это естественный процесс. Стимулом дифференциации является борьба за существование. Рост численности того или иного общества приводит к борьбе за ресурсы. Поэтому объединения дифференцируют свою деятельность таким образом, чтобы ослабить соревновательность и усилить кооперацию в защите и распределении ресурсов. Разделение труда вносит разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену.Если произошла дифференциация, если достигнута интеграция разнообразия в данной системе, то она растёт и дифференцируется дальше.

Солидарность на сходстве слабее солидарности на разнообразии. Если коллектив удовлетворяет какую-то одну социальную потребность индивида, например в защите, то индивид имеет только одну точку соприкосновения с коллективом. Такая односторонняя связь всегда слабее многосторонней, ее легче разорвать. Вот почему в примитивных обществах члены какой-то группы легко входили в нее и легко уходили. Не только калмыки и монголы, па которых ссылается Дюркгейм, но и русские крестьяне легко покидали своего хозяина (помещика), во всяком случае до середины XVII в., как только он начинал сильно притеснять их. Они уходили на свободные земли юго-западной части России и Сибири, основывая новые поселения и трудовые организации. Так сформировалось донское казачество и начиналась колонизация Сибири. Солидарность оставалась слабой. Всякий был свободен удалиться вместе со своей семьей. Социальные связи были не так прочны, как в современном обществе с развитым разделением труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: