Солидарность рассматривалась Дюркгеймом как высший моральный принцип, высшая ценность, которая является универсальной, признаваемой всеми членами общества. Поскольку потребность в общественном порядке, гармонии, солидарности «всеми считается за моральную» — морально и само разделение труда.Солидарность покоится на коллективном сознании - совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.Силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению является разделение труда.Разделение труда — признак высокоразвитого общ-ва.
1. Механическая солидарность (доиндустриальное) господствует в тех обществах, где индивиды мало отличаются друг от друга. Идеал индивида в таком обществе заключается в том, чтобы быть таким, как все. Малейшее отклонение от норм коллективного поведения карается. Власть группы абсолютна, индивид не обладает самостоятельной ценностью.
Социальная эволюция проходит следующие этапы:
1. Орда как идеальный пример механической солидарности. Индивидуальные отклонения воспринимаются здесь как девиантное поведение. Коллективное сознание орды существует в форме религии, которая характеризуется эмоциональной интенсивностью, всеохватностью, конкретностью норм.
2. Племя, состоящее из кланов. Клан – группа, членов которой связывают кровно-родственные отношения и которая выполняет религиозные, политические и экономические функции. Кланы объединялись в племя. Структурно-функциональная дифференциация племени характеризуется выделением самостоятельных кланов, появлением политического руководителя – вождя. Отличие от орды: тотемизм (появляется священный персонаж).
3. Союз племён. Возникает, когда племена начинают выполнять дифференцированные функции (например, жреческие). Вместе с зачатками разделения труда появляются элементы новой, органической солидарности в виде функционально взаимозависимых социальных объединений. Механическая солидарность ещё господствует.
2. Органическая солидарность (часть доиндустриального, индустриальное) господствует в развитых социальных системах, она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене.
Путь от механической к органической солидарности:
1. Древние города-государства. Кровно-родственные связи перестают играть решающую роль. Главную роль в организации общественной жизни начинают играть централизованные административные и юридические органы. «Их<индивидов>естественная и необходимая среда – это уже не родимая среда, а профессиональная». Изменения в религии: общественные законы постепенно перестают принуждать к выполнению религиозных обрядов.
2. Средневековое общество. Более чёткое выделение социальных институтов, ответственных за управление, религию, образование и экономику.
3. Современное индустриальное общество. Характеризуется переходом от изолированных общностей (маленьких городов, провинций), ведущих собственную жизнь и самодостаточных, относительно мало связанных с внешней средой, то есть от общества сегментарного типа, к большим специализированным институтам, ведающим управлением, медициной, производством и т.п. Причина индустриальной революции – в развитии рыночной системы, сопровождаемой дифференциацией экономического сектора. Религия современности – культ индивида. В силу развития специализации каждая часть такого социального целого зависит как от этого целого, так и от его составных частей. В силу этого общества с органической солидарностью сплочённее обществ, основанных на общем коллективном сознании.
Механическая солидарность | Органическая солидарность | |
1. Сущность | Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах) | Основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах) |
2. Морфологическая (структурная) основа | Слабая взаимозависимость (относительно слабые социальные связи) | Большая взаимозависимость (сильные социальные связи) |
Относительно малый объём населения | Относительно большой объём населения | |
3. Формальные признаки коллективного сознания | Власть группы абсолютна | Большой простор для индивидуальной инициативы и рефлексии |
Высокая степень религиозности | Возрастающая светскость | |
4. Содержание коллективного сознания | Господство над интересами человека и беспрекословность | Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения) |
Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого | Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости |
Итак, прогресс рассматривался Дюркгеймом как увеличение структурно-функциональной сложности общества: появляются новые функции в обществе и соответственно появляются социальные институты для их выполнения. Это естественный процесс. Стимулом дифференциации является борьба за существование. Рост численности того или иного общества приводит к борьбе за ресурсы. Поэтому объединения дифференцируют свою деятельность таким образом, чтобы ослабить соревновательность и усилить кооперацию в защите и распределении ресурсов. Разделение труда вносит разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену.Если произошла дифференциация, если достигнута интеграция разнообразия в данной системе, то она растёт и дифференцируется дальше.
Солидарность на сходстве слабее солидарности на разнообразии. Если коллектив удовлетворяет какую-то одну социальную потребность индивида, например в защите, то индивид имеет только одну точку соприкосновения с коллективом. Такая односторонняя связь всегда слабее многосторонней, ее легче разорвать. Вот почему в примитивных обществах члены какой-то группы легко входили в нее и легко уходили. Не только калмыки и монголы, па которых ссылается Дюркгейм, но и русские крестьяне легко покидали своего хозяина (помещика), во всяком случае до середины XVII в., как только он начинал сильно притеснять их. Они уходили на свободные земли юго-западной части России и Сибири, основывая новые поселения и трудовые организации. Так сформировалось донское казачество и начиналась колонизация Сибири. Солидарность оставалась слабой. Всякий был свободен удалиться вместе со своей семьей. Социальные связи были не так прочны, как в современном обществе с развитым разделением труда.