Позитивная политика – применение позитивной философии в деле усовершенствования общественного строя. Снижаются кризисы, главное - моральные нормы. Следовательно, главная проблема – усовершенствование нравов, убеждений, т.е. социальные чувства. Учение Конта о нравственности (пример: положение пролетариата плохое, но низкая зарплата является практической необходимостью, общество пока не может ничего лучшего). Труд для других – это благо, благодарность общества, что приводит к моральному превосходству пролетариев над другими слоями общества. Но власть должна быть в руках тех, кто руководит промышленностью – у капиталистов должна быть светская власть. Но нет места среднему классу (мелкие собственники). Общество будет состоять из богатых и бедных, первые должны заботиться о вторых. Богатые наследуют власть и собственность, им должно быть присуще чувство альтруизма. Духовная власть должна принадлежать философам позитивистам. Вопросы нравственности, воспитания и получения специального позитивного образования. В идеальном обществе разделение труда такого, что каждый занимается делом в соответствии со своими возможностями и способностями. Рабочие должны оставить политическую власть и присоединиться к духовной, но надо дать им на это время («переходный период»), когда они откажутся от доступа к политической власти, а промышленники займут свое место.
|
|
32 Герберт Спенсер (1820-1903), Англия.
Работы: Основания социологии, «Основные начала», «Система синтетической философии».
Предпосылки: Конт (расстроил, потому что нашел много общего)
Основатель органической школы в социологии.
Общество как организм:
Три этапа эволюции материальных форм:
· Неорганическая
· Органическая
· Сверхорганическая (надорганическая) - человеческое общество.
Сходства:
1) общество растет, увеличивается в объеме (превращение маленьких государств в империи);
2) по мере роста общества его структура усложняется
3) прогрессивная структура сопровождается аналогичной дифференциацией функций, что в свою очередь сопровождается усилением их взаимодействия.
Отличия:
1. Организм – конкретное целое, общество – дискретное. Самостоятельные индивиды, связь между ними не физическая, а через язык, знаки и т.д. смерть общества не означает смерть ее частей, в отличие от биологического организма.
2. В обществе функция чувствования и мышления рассеяны по всему агрегату, а организме – локализована.
3. В организме части существуют не благо целого, а общество существует для блага своих членов.
Существуют три подсистемы общества: «система органов»:
· Регулятивная система (обособляется первой) – государство, власть, управление. Два класса: господствующие и подчиненные.
· Система органов питания (обособляется второй) – производство, экономика, разделение труда и территориальное обособление отраслей промышленности.
· Распределительная система (обособляется последней) – торговля, пути сообщения, средства коммуникации.
После дифференциации начинается рост взаимозависимости.