Субъективная школа в русской социологии: вопросы теории и метода, личности и общества в трудах П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Н. И. Кареева

Основная единица общества – личность. Надо исследовать ее помыслы и внутренние устремления. Именно они оказывают влияние на ее деятельность, а не объективные факторы.

Тема личности – центральная. Во всей проблематики соц. искали нравственное, этическое начало. Задача – исследовать возможности личности, кот.могли бы быть направлены на улучшение общ-ва.

1. Долго существовала (с конца 60 годов 19 века до конца 20 годов 20 века) – за это время неокантианство, органицизм и т.д. ушли с исторической арены,

2. Больший ряд персоналий и публикаций.

3. Русская школа – акцент на российскую социальную реальность

4. Субъективная школа – продолжительна западных позитивистских идей (наука – инструмент социального измерения и умственного прогресса), но она их и критиковала, «систематический и критический обзор современной им западной социологии»

5. Огромное влияние на русскую интеллигенцию (наряду с марксизмом)

Петр Лаврович Лавров (1823 Россия – 1900 Франция)

Работы: «Исторические письма», «Задачи позитивизма и их решения», «Опыт истории мысли».

Синтетическая ориентация – создать целостное учение об обществе, личности. Проблема единства понимания и действия личности волновала его. Исследовал критически мыслящую, творчески действующую личность.

Основные социологические проблемы творчества Лаврова:

1. Соотношение между социологией и историей

2. Предмет и метод социологии

3. Роль личности с истории

4. Теория прогресса

5. Роль государства в жизни общества

Философские принципы творчества Лаврова: базовый принцип – антропологизм. Человек не только естественный организм, который изменяется под влиянием социальной среды, но и при этом и саам изменяет социальную среду. Огромное влияние на Лаврова окзал позитивизм. Позитивизм прежде всего обозначил научные границы социально-гуманитарного знания.

Соотношение социологии и истории: эти науки тесно взаимосвязаны между собой. Все знание Лавров делили на естествознание (опытные эмпирические науки) и история (описание прошедших неповторяющихся фактов). Социология должна заниматься социальными формами – повторяющимися явлениями. Любые социальные вопросы тесным образом переплетены историческими. И история, и социология начинают изучение общества с изучения человечества. Социальная динамика – та часть социологии, которая соединяет социологию и историю. Пример: государство меняется. В принципе общество – динамически исторически развивающаяся система.

Предмет и метод социологии.

В предмет социологии Лавров включал четыре элемента:

А) животные общества, в которых вырабатывалось в достаточной степени индивидуальное сознание

Б) «существующие формы человеческого общения» - формы организации, взаимодействие и т.д.

В) общественные идеалы, на основании которых человек надеется создать справедливое общество. Человеческое общество развивается в соответствии с теми идеалами, которые оно перед собой ставит.

Г) практические задачи, вытекающие из стремления личности осуществить свои идеалы.

Главное в социологии, по мнению Лаврова, тезис о росте солидарности в обществе и усилении сознательных процессов в человечестве. С точки зрения Лаврова, она должна рассматривает общество прежде всего со стороны форм проявления солидарности. Развитие общества идет в направлении усиления солидарности, которая у Лаврова становится критерием развития и социального прогресса.

Три главные задачи в историческом процессе, с точки зрения Лаврова, решает человек:

· Задачи установления господства над природой

· Устранение борьбы за существование

· Замена конкуренции кооперацией

Кооперация должна вытеснять конкуренцию.

Субъективный метод по Лаврову.

Суть субъективного метода: нет знаний безотносительно человека – субъекта без учета того, что является для личности полезным и вредным. Здесь присутствует момент оценки: познание общества без учета мнения самого субъекта познания не может быть в принципе. Любое историческое событие, социальное явление расценивается ученым с позиции справедливости и идеала.Ученый не может быть беспристрастным, посторонним наблюдателем общественных явлений. Общественные науки проникнуты духом борющихся партий и групп. Центральная идея – прогресса.

Роль личности в истории. Личность – орган социального прогресса. Развитие созидательных процессов личности – один из критериев социального прогресса. Критическая личность, сознание – историческая жизнь человечества возникает с момента появления критической личности. Критическая личность – личность, которая в состоянии заниматься не просто саморефлексей, но и рефлексией того общества, в котором она живет. Социальный прогресс начинается с того, когда личность способна критиковать общество. Социальный прогресс – усиление, расширение общественной солидарности. Он не сводится к деятельности критической личности.

Роль личности и социальный прогресс:

Лавров выделяет три фазы борьбы за социальный прогресс:

1. Революционная – новые идеи всегда выдвигают критические личности,

2. Этап появления энергетичных и фанатичных людей, ради идей они готовы жертвовать соей жизнью.

3. Период завоевания широких слоев народных масс - идеи уже удел широких масс, общество движется из одного состояния в другое. Вот тогда и происходит изменения.

Николай Константинович Михайловский (1842-1904).

Работы: «Что такое прогресс?», «Герои и толпа», «Борьба за индивидуальность».

Четыре основные направления проблем Михайловского:

1. Субъективный метод в социологии

2. Борьба за индивидуальность

3. Биологические и психологические основы борьбы за индивидуальность

4. Исторические этапы развития общества

Метод в социологии. Трактовка примерно такая же, как и у Лаврова. Образ предмета или явления, которые складываются в сознании человека, но интерпретировал как символы и знаки, непроизвольно навязанные условиями существования человека. Все явления глубоко символичны. Это отличие трактовки Михайловского от трактовки Лаврова. Субъективное представление всегда присутствует (это вообще).

Индивидуальность – любое целое, независимое по отношению к другим организмам. С точки зрения Михайловского, вся человеческая история – это борьба за индивидуальность. Индивидуальность – это свойство (человека, семьи, племени, сословия). Развитие человеческого общества идет по мере того, как развивается индивидуальность. Главный критерий социального прогресса – развитие индивидуальности. Уровни активности:

- биогенный

- психогенный

- социогеннный

Правда-истина – правда, добытая беспристрастно, объективным путем.

Существует и «правда справедливости» - она субъективна, соответствует нравственным понятиям и представлениям человека. Объективный метод необходим при отборе и описании фактов, но при оценке событий его недостаточно. Необходим субъективный метод.

Важно у Михайловского учение о кооперации. Она бывает простая и сложная. В простой кооперации люди выполняют одинаковую функцию, сохраняя при этом свою разнородность. Это простое разделение труда. Сложная кооперация – глубокое разделение общественного труда и человек утрачивает свою индивидуальную разнородность. Он не в состоянии постичь целостность. Таким образом, сложная кооперация – это очень плохое явление. Глубинная проблема – проблема отчуждения человека от нечто целого. Возникает другая проблема – личность и толпа. 70-е гг. – он занялся психологией толпы. Рассмотрение психологических особенностей поведения личности в группе, масс людей; исследование роли социальной среды в формировании психологии индивида и массы.

Михайловский за 8 лет до появления теории Тарда открыл закон подражания (1882, Тард - 1890). Суть идеи Михайловского: толпа подвержена подражанию, она в своих ценностных характеристиках очень ограничена. Герой, личность дает толпе сильный эмоциональный толчок. Начинает действовать механизмы подражания – толпа, масса приходит в действие. социальный гипнотизм, психологическое заражение).

Николай Иванович Кареев (1850-1931)

Работы: «Введение в изучение социологии», «Историко-философские и социологические этюды», «Основные вопросы философии истории».

Предмет соц. исследования – личность как субъект исторического процесса, взятая в единстве психологич., антропологич. и соц. начал.

Нужно говорить не об объектив и субъективном методах как отдельных, а о них как аспектах процесса познания.

Личность – центральное понятие его социологии. Это субъект психических переживаний, мыслей и чувств, желаний и стремлений, составляющих исходный пункт социального прогресса. Личность системообразующий фактор. Личность – соц. среда. Противоборство: личность стремится к самоопределению, среда к ее ассимиляции. Особенность его подхода – связывал личность с проблемой культуры, историей культурного развития.

Личность – субъект истории. Личность – некий микрокосм, в движении которого происходит подчинение событий макрокосма требованиям общего блага.

Не отрицая роли многих факторов в истории, Кареев первостепенную роль отводил психологическому. Человеческое поведение – единство социального и индивидуального.

Главная задача социологии, поКарееву, - выявление сущностных характеристик личности и ее роли в обществе.

Общество – надорганическая среда.сложная система психич. и практич. взаимодействий личностей, в кот. выделяются культурные группы и соц. организация. Суть теории прогресса – высвобождение личности из-под надорганической среды при помощи критической мысли.

Кареев тяготел к субъективному методу, но понимание субъективного фактора у него было свое. У Кареева субъективный фактор – это личность как первичный элемент общества. Кареев считал призванием социологии глубокую разработку проблемы личности.

Сторонник эволюционизма на базе природного развития – три фактора объективного процесса эволюции:

· географ.,

· антропологич.,

· исторический (культурный).

Их сочетание – благоприятные условия эволюции. Цель прогресса – создание условий развития личности и обеспечения ее свободы.

[RbS1]бухарин

[RbS2]

[RbS3]понятия

[RbS4]Супер системы культур

[RbS5]Еще


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: