Общее и единичное

Все вещи и события мира различны между собой, единичны в своем бытии. В “лепке” единичного участвует несметное множество неповторимых условий, масса случайностей. Единичное есть объект взятый в своем отличии от др объектов в их неповторимой специфике. В кач единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый их класс, если он берется как нечто одно, а также отдельное свойство или признак предмета, если он берется в своей индивид неповторимости.

Единичное суть категория, выраж относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специф особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количеств определенность.

Однако бескон разнообразие - это лишь одна сторона бытия. Др сторона закл в общности вещей, их структур, свойств, отношений. Нет 2х абсол различных вещей. Все люди индивидуальны, но все они облад чем-то общим, что выраж в понятии ”Человек”. Общее - это единое во многом. Никакая деятельность, никакая наука не были бы возм, если бы не сущ возможности выделить в вещах нечто общее. Как сходство признаков опр вещей общее доступно непосредственному восприятию. Будучи закономерностью оно выраж в форме понятий и теорий Законы формир на основе общего и включает в себя это понятие. Хотя общее и помогает нам приблизиться к сущности, тем не менее нельзя смешивать его с самой сущностью. Платон: “Чел - двуногое сущ, лишенное перьев”(шутка), на что ему принесли ощипанную курицу. Здесь обыграно ложное утверждение сводившее общие свойства людей к их сущности. Кроме того общее соотносится не со всей сущностью как с неким системно организованным целым, а лишь с каким-либо атрибутом этого целого.

Ппочему же общее привязано к единичному? Да потому, что в силу дискретности мира общее не дано нам иначе, как через единичное. Общее не сущ отдельно, оно сущ как закон рождения и жизни единичного. Оно содержит в себе закономерность протекания процессов в люб единичном явлении данного класса Действие закономерности, анонимная власть общего выраж только в единичном и через единичное. Т.о., как единичное невозможно без общего, так и общее невозм без единичного, кот служит предпосылкой и субстратом общего.

Если признать, что общее проявл е иначе как в единичном и через него, то это значило бы, что все сущ единичности неразличимы. Однако нет абсол тождеств вещей. Такое различие единичностей фиксируется категорией особенного. Особенное означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении.

Наука имеет дело прежде всего с обобщениями и оперирует общиим понятиями, что дает ей возм устанавливать зак. Но для успешной практ деятельности надо знать не только общее, но в полной мере учитывать единичное и особенное. Не сущ никаких шаблонов пригодных везде однозначно без учета индивид особенностей: особенное богаче общего. (болезнь)

В познании можноидти 2 путями: путем отвлечения от едиичного, случайного к образов общих понятий, теорий, отраж существенное, и, наоборот, через нахождение наиболее характерных единичных событий, кот при всей уникальности как бы непосредственно являют собой общее, закономерное.(история)

Существенные связи образуют ту область объективной реальности, вкоторой действует закон. Закон и сущность понятия одностепенные,следовательно, закон есть существенное отношение. Так как сущность естьотносительно скрытая от наблюдателя сторона предмета, то закон представляетсобой внутреннюю связь между предметами. Закономерная связь имеетнеобходимый характер – она не может не быть, если для её существования естьвсе условия.Можно сказать, что законы науки являются отражением законов природы иобщества, это наши знания о законах природы и общества, поэтому ониобъективны по своему содержанию и субъективны по форме. Объективные законы,будучи обнаружены, формулируются с помощью естественного или искусственногоязыка и записываются в формулах, то есть представляют собой переводобъективных законов природы на человеческий язык. Субъективная форма законапредставляет собой словесную или математическую формулировку, выражающуюсвязь между понятиями, в которых сознание отражает объективные связи вещей. Законы различаются по степени их общности. К универсальным законам бытияотносятся, прежде всего, диалектические отношения между соотносительнымикатегориями диалектики. Категории: пространство, время, движение, покой,явление, сущность, качество, количество, мера, отрицание, целое и часть,система, структура, элемент, содержание, форма, причина и следствие,необходимость, случайность, возможность, действительное, общее, единичное,отражение как атрибут материи, отражение как высшая форма отраженияматерии.

59. Структурные связи бытия: часть и целое, форма и содержание, система и элементы.

содержание и формы:

Представления об упорядоченности бытия складывались еще в древних философских учениях. Понятием, с помощью которого в античных философских учениях осмысливалась упорядоченность мира и его составляющих, служило также понятие формы. Аристотель антиподом формы считал материю, а Гегель считал содержание. Форма, начиная с Аристотеля, понималась как организующий фактор (оформленность противопоставлялась бесформию). Аристотель сравнивал всю эту форму — упорядоченность с работой гончара (который тоже придает форму глине).

Гегель связывал с понятием формы определенность предмета. Категория формы и содержания предназначались у Г. для постижения многообразия бытия. Он обосновал неразрывную диалектическую связь между содержанием и формой. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющий основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма — принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Содержание и форма понятия диалектические. В человеческой деятельности понятие формы связано с понятием правил (ГОСТы). В качестве упорядочивающего фактора форма более консервативна, нежели содержание.

целое и часть:

Много веков назад сложилось убеждение, что понять тот или иной предмет — значит узнать, из чего он состоит. Под частями понимали такие предметы, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета. Однако целое есть нечто большее, чем его части, вместе взятые (кр. «ТЕЗЕЯ»). В науке и в философии складывалось убеждение, что свойства целого несводимы к сумме свойств частей, его составляющих. Но возникает вопрос:«в чем заключается секрет целостности».

На этот вопрос отвечает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Таким образом был открыт и сформулирован принцип целостности. Со временем удалось понять и то что различным типам связей частей соответствуют разные типы целостности.(связям строения, функционирования, развития соответствуют структурный, функциональный и генетический типы целостности.(тесно связаны между собой). Целостность выступает как обобщенная характеристика объектов, обладающих сложным внутренним строением

элемент, структура, система:

В науке идеи системности заявили о себе в середине 19 века при исследовании таких сложных, динамичных, развивающихся объектов, как человеческое общество и биологический мир. Маркс в «Капитале» представлял общество как «социальный организм» со своей структурой (ОЭФ). Маркс вопреки установившемуся правилу исследования «от частей к общему» ставил иное правило «Нельзя понять часть, не опираясь на некоторое знание о целом». Маркс подошел к обществу не как к механическому объединению людей, а как к упорядоченной, организованной системе.

Система — упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией.

Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов.

Элемент понятие относительное. В любом элементе можно найти следующую систему, но мы ограничиваемся только относительно данной системы. Например, человек является элементом общества, но он и сам является системой клеток.

Структура — относительно устойчивый способ-закон связи элементов того или иного сложного целого.

Структура отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его устойчивость, стабильность, качественную определенность.

60. Принцип системности, его значение в познании мира.

Вопрос «каков мир?» в сознании предшествует вопросу «каким образом(каким методом) можно получить знание о мире?», а этот, в свою очередь,задаётся раньше, чем появляется осознанная необходимость спросить: «каквозможны знания о мире?». Сегодня вопрос «каков мир?» в значительной мереотошёл к компетенции конкретно - научных дисциплин. Пока речьидёт оприродном мире, вопрос о его устройстве решается естественными науками.Если же мы понимаем мир как всё реально существующее, то описание «картинымира», требует привлечения также конкретных общественно - гуманитарныхдисциплин. Именно это выделение сферы компетенции конкретных наук привелок тому, что сферой собственно филсофии оказалась теория познания(гносеология), изучающая общие законы мышления. Фактически, начиная с Канта, философия отказалась от задачи вывестисистему бытия путём рассуждений о сущности мира и его оснований, заменивэту задачу проблемой исследования самого познания, самих основ мышления обытии, объявив тем самым о банкротстве «чистого разум», марксистская теорияпознания основана на представлении о человеческой чувственной деятельности,практике. Объект познаётся в рамках человеческой субъективной деятельности.Познание звёздного небосвода сталовозможным тогда, когда звёздное небостало использоваться как инструмент для определения времени, для целейнавигации. Познаваемость мира означает тем самым, что любой фрагмент мира впринципе может быть включён в человеческую деятельность, может бытьосмыслен. Итак, онтологическая предпосылка, состоящая в признаниипринципиальной возможности освоения любого фрагмента действительности,лежит в основе марксистской гносеологии. Нерасторжимость гносеологии, методологии и онтологии отчётливопроявляется в наличии методологического круга. Принцип «битвы Оккама»,будучи методологическим по статусу, есть одновременно признаниеонтологической простоты и однородности мира. Бихевиористская методология изучения нервной деятельности исходит изпредставления о том, что сознание детерминированно физиологическойструктурой и не образует самостоятельного феномена. Методология физикиоснована, в частности, на принципе однородности и простоты мира,гарантирующем воспроизводимость изучаемых явлений в соответствующихобстоятельствах. Исследователь, вооружённый такой методологией, по сутидела, не может обнаружить тех свойств действительности и тех явлений,которые не укладываются в соответствующую принятой методологиионтологическую модель. Наличие методологического круга делает весьма остройпроблему возникновения новых знаний. Принципиально новое знание можетвозникнуть лишь в результате разрыва этого круга, преодоления застывшейонтологической модели. Абсолютизация онтологических моделей, превращениеконкретных научных представлений в застывшую натурфилософию закрывает путьк появлению нового знания. Необходимо чётко отличать принимаемые наукой «онтологические модели», образующие общий синтез научных знаний, на которойпроизрастает методология науки, от собственно онтологических игносеологических проблем философии. Диалектическое понимание взаимоотношения «формы» и «сути»материализма, а следовательно, взаимоотношения «онтологии» и «гносеологии»составляет, дух диалектического материализма.

61. Субъект и объект познания, их диалектика и взаимосвязь.

1. Объект познания –природа, весь мир.

2. Субъект - мыслящий человек, общество, либо коллектив(конкретный процесс–в голове конкретного субъекта).

3. Отношения между субъектом и объектом–базис практики, если нет этого отношения, то нет познания.

Объект

Ранее: кто имел свойства, состояния и действия=понятию субстанция

Понятие объекта приобрело гносеологический смысл с 17 века, т.к. объект соотносится с субъектом(самостоятельно объект уже не рассматривается), методологически–необходимо выделить ту часть объективной реальности, которая в данный момент освоена или осваивается человеком.

Помимо объекта познания– предмет познания–конкретные аспекты, стороны объекта познания, куда направлено острие человеческой мысли. Любое познание обязано иметь свой предмет познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: