Личность и общество, понятие о природе социализации личности. Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.
Система коллективного взаимодействия как ведущее условие и средство социализации личности школьника. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов (С.Т. Шацкого, В.Н. Сорока-Росинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, современных авторов).
Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива. Понятие о группах и коллективах. Функции коллектива. Формирование ученического коллектива как воспитательной системы. Признаки коллектива. Структура коллектива.
Различные типы детских коллективов. Воспитательные возможности коллектива.
Ведущие отношения, формирующиеся в коллективе, как механизм процесса социализации личности, развития коллектива, взаимодействия личности с коллективом. Воспитывающие и деструктивные взаимоотношения.
Основные пути формирования первичного коллектива. Система перспективных линий. Актив коллектива, методика его выявления и воспитания. Организация коллективной деятельности и общения. Развитие общественного мнения. Создание коллективных традиций.
Динамика и этапы развития коллектива. Взаимодействие воспитателя и учащихся в различных видах коллективной деятельности. Педагогическое руководство коллективом на каждом этапе. Основные условия развития коллектива.
Самоуправление в коллективе, динамика развития. Проблема активного участия в жизнедеятельности коллектива каждого его участника. Развитие самодеятельности.
Пути демократизации коллективной жизнедеятельности современных учебно-воспитательных учреждений. Передовой опыт и мировая практика развития демократических основ воспитательного содружества в школах.
Самодеятельные объединения и группы: продуктивность, проблемы, противоречия, перспективы. Сотрудничество со школой.