Структура и этапы развития воспитательной системы. Зарубежные и отечественные воспитательные системы

Понятие о воспитательной системе. Педагогическая система школы Аксиологическую основу педагогической системы школы составляет теоретическая

концепция, которая включает ведущие идеи, цели, задачи, принципы, педагогические

теории.

Педагогическое общение как способ взаимодействия педагогов и воспитанников выступает связующим компонентом педагогической системы школы.

Движущие силы развития воспитательной системы школы. Этапы развития воспитательной системы школы. Опыт показывает, что воспитательная система школы проходит в своем развитии четыре этапа: становление системы, отработка системы, окончательное оформление системы, перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем.

Этапы развития воспитательной системы сообразуются с этапами развития коллектива, являющегося его ядром

Оценка эффективности воспитательной системы школы.

Технология создания и развития воспитательной системы школы.

Воспитательные системы вальдорфских школ.

Воспитательная система школ глобального образования (Р.Хенви и М.Боткина).

Воспитательная система "справедливое сообщество"(идеи Л. Кольберга).

Воспитательная система общей заботы (И.П. Иванов).

Воспитательная система школы диалога культур (С. Курганов).

Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы(В.А. Караковский).

Воспитательная система школы-комплекса.

  1. Классный руководитель в воспитательной системе школы.

Институт классного руководства. Типы классного руководства. Должностной статус классного руководителя. Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя. Деятельность классного руководителя в сельской школе. Функции классного руководителя. Содержание деятельности классного руководителя. Права классного руководителя. Обязанности классного руководителя.

Классный руководитель и педагогический коллектив.

Критерии эффективности работы классного руководителя.

  1. Сущность педагогической технологии. Структура педагогического мастерства учителя.

Технология обучения и технология воспитания. Существенные признаки таких технологий. Педагогическое мастерство. Понятие педагогического мастерства. Компоненты педагогического мастерства. Педагогическая техника. Культура речи учителя, управление своим телом, снятие мышечного напряжения в процессе выполнения педагогических действий; управление своим психическим состоянием; вызов "по заказу" чувств удивления, радости, гнева и т.п.; владение техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т.п.); удержание нити разговора, управление инициативой в процессе общения; пользование мимическими и пантомимическими средствами для выражения позитивных и негативных требований; расположение к себе собеседника; образная передача информации; мобилизация творческого самочувствия перед предстоящим общением и др.

  1. Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач, их характеристика и этапы решения. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач.

Понятие педагогической задачи. Предмет педагогической задачи. Специфика педагогической задачи.

Стратегические задачи. Тактические задачи. Оперативные задачи. Дидактические задачи. Воспитательные задачи.

Этапы решения педагогической задачи. Процесс решения педагогической задачи.

  1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога.

Конструктивно-содержательная, конструктивно-материальная и конструктивно-операциональная технологии.

Осознание педагогической задачи - как непременное условие ее продуктивного решения.

  1. Планирование работы классного руководителя. Планирование в деятельности учителя-предметника.

Подходы к планированию учебной и внеучебной деятельности школьников

Учет данных педагогической диагностики относительно уровня развития коллектива и готовности воспитанников к коллективной творческой деятельности, уровня обученности и подготовленности к восприятию новой информации, общего развития и воспитанности учащихся.

Требования к планам учебно-воспитательной работы как документам.

Подготовка к разработке плана. Перспективный план. Технология составления плана. Структура плана.

Планирование и подготовка воспитательного мероприятия. Предварительная работа воспитателей. Коллективное планирование КТД. Коллективная подготовка дела.

Тематическое планирование учебного материала учителем-предметником. Два этапа в подготовке учителя к уроку. Непосредственная подготовка учителя к уроку и его планирование.

Этап планирования урока включает в себя три взаимосвязанные стадии: определение целей урока, конкретная разработка дидактического аппарата (содержание методов и средств) и установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций.

  1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса. Структура организаторской деятельности и ее особенности. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации.

Взаимодействие педагогов и воспитанников. Организаторская деятельность в структуре целостной деятельности педагога. Этапы и взаимосвязи организаторской деятельности педагога. Деятельность педагога-организатора. Общие функции организаторской деятельности.

Понятие деятельности. Деятельность-операции-действия. Задачная структура деятельности. классификация развивающих видов деятельности детей.

Закономерности, обусловливающие организацию деятельности школьников в ходе осуществления педагогического процесса.

  1. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности.

Учение как познавательная (гностическая) деятельность протекает в двух основных формах. Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности.

Общая технология организации учебно-познавательной деятельности.

Технология организации усвоения урочной темы. Специфика ценностно-ориентационной деятельности.

  1. Технология организации развивающих видов деятельности школьников.

Педагогическое требование как универсальный метод и основа технологии организации развивающих видов деятельности.

  1. Технология организации коллективной творческой деятельности.

Стадии организации коллективной творческой деятельности. Условия эффективной организации КТД.

  1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя. Понятие о технологии педагогического общения. Этапы решения коммуникативной задачи.

Понятие о технологии педагогического общения. Педагогическое общение как особый вид творчества. Коммуникативная задача. Этапы решения коммуникативной задачи. Средства, повышающие эффективность коммуникативного взаимодействия.

  1. Стадии педагогического общения и технология их реализации. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений.

Поэтапное развертывание педагогического общения. Условия управления общением. Технологические приемы для завоевания инициативы в общении. Психологические барьеры в общении.

Авторитарный, демократический и попустительский стили общения. Смешанный стиль общения.

Общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся; общение, в основе которого лежит дружеское расположение; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание.

Понятие педагогически целесообразных взаимоотношений. Отношения в педагогическом процессе складываются в совместной деятельности.

Личность учителя как фактор установления педагогически целесообразных взаимоотношений.

Эмпатия и идеализация как условия становления отношений воспитанников.

Педагогический такт и авторитет учителя.

Обусловленность взаимоотношений адекватностью оценок поведения и деятельности учащихся.

Педагогическое требование в регулировании отношений педагогов и воспитанников.


  1. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.

Семья как специфическая воспитательная система. Причины неудовлетворительного воспитания в семье. Типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семье. Содержание воспитания в семье. Методы воспитания детей в семье. Распространённые ошибки воспитания в семье. Правила семейного воспитания. Педагогическая поддержка семьи. Неблагополучные семьи. Многодетные и неполные семьи.

Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности.

Различные модели микрорайона школы (центральные городские районы, новостройки, пригород, сельский район и др.), особенности их воспитательного влияния. Школа как координатор социально-педагогических влияний среды.

Современные формы сотрудничества школы и общественности (социально-педагогические комплексы, Советы микрорайона, Школьные советы, родительские комитеты). Организация воспитательной работы по месту жительства с учетом специфики групп детей и молодежи. Привлечение общественности к работе с детьми и подростками на базе МЖК, клубов по интересам.

Взаимодействие родителей, школы и общественности в достижении цели воспитания. Система педагогического всеобуча, проблема оптимизации содержания и форм его деятельности. Индивидуальные формы работы педагога с родителями. Участие родителей в воспитательной работе школы.

Подготовка учащихся к семейной жизни.

Опыт работы авторских школ.

Психолого-педагогические основы социальных институтов в воспитании молодежи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: