Введение

Слово Веда означает «знание». В современном мире для того, чтобы обозначить авторитетное знание, служащее основой человеческого прогресса, мы используем слово «наука». Для древних обитателей Бхаратаварши, слово Веда имело даже более глубокое значание, чем для нас сегодня слово наука. Это было потому, что в те дни научные изыскания не ограничивались миром, воспринимаемым физическими чувствам. И определение человеческого прогресса не ограничивалось массовой технической эксплуатацией материальной природы. В ведические времена наука была главным образом сосредоточена на вечном, а не временном; человеческий прогресс означал продвижение в духовном знании, приводящем к освобождению души из ловушки материальной природы, временной, исполненной невежества и страдания.

Ведическое знание называется апаурушея, что означает, не созданное людьми. Ведическое знание явилось на заре космоса в сердце Брахмы, родившегося из лотоса полубога творения, от которого исохят все виды жизни в этой вселенной. Брахма передал это знание в форме шабды (духовного звука) своим непосредственным сыновьям, которые были великим мудрецами с высших планетных систем, таких как Сатьялока, Джаналока и Тапалока. Эти мудрецы передали Ведическую шабду ученикам по всей вселенной, включая мудрецов на земле в древние времена. Пять тысяч лет назад великий Ведический авторитет Кришна Дваипайана Вьяса записал шабду в виде писаний на Санскрите (шастры), которые в совокупности сегодня называются «Ведами.»

В древней Индии изучение Вед было особой прерогативой брахманов. В соответствии с четырьмя ашрамами брахманической культуры, судествовали четыре уровня постижения Ведического знания. Перый уровень образования был запоминанием Ведической Самхиты, которая состоит из 20,000 мантр (стихов), разделенных на четыре части – Риг, Сама, Яджур и Атхарва – которые воспевали жрецы, прославляя различные аспекты Верховного Существа во время жертвенных ритуалов. Вторым уровнем было изучение части Вед Брахмана, которая обучает ритуалам для исполнения своих обязанностей перед семьей, обществом, полубогами, мудрецами, другими живыми существами и Верховным Господом. Третьим уровнем было овладение частью Араньяка, готовящей удалившемуся от дел домохозяина к полному отречению. Четвертой степенью было овладение Упанишадами, которые представляют философию Абсолютной Истины тем, кто ищут особождения от рождения и смерти

Тексты, изучаемые на четырех стадиях формального Ведического образования, в совокупности называются шрути-шастры, «писания, которые должны быть услышаны» брахманами. Но шрути-шастры – это не все, что имеется в ведической литературе. Чхандогья Упанишад объявляет, что Пураны и Итихасы составляют пятый раздел Ведического образования. Пураны и Итихасы обучат тому же знанию, что и четыре Веды, но оно проиллюстрировано обширными историческими повествованиями. Пятая Веда именуется смрити-шастра («писания, которые необходимо помнить»). Изучение Смрити-шастр позволялось и не-брахманам.

Традиционно шесть школ мысли провозглашали Ведическую мудрость каждая с разных философских углов зрения. Каждый из этих взглядов или даршанов связан с знаменитым мудрецом, являющимся автором сутр (афоризмов), выражающих суть даршана. Веданта-сутра Вьясы, которая тщательно иследует и выносит суждение относительно шести систем Ведической философии (наряду с другими философиями), формирует третью огромную составляющую Ведической литературы после шрути-шатр и смрити-шастр. Она называется ньяйа-шастра, или «писания философских заключений»...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: