Святые иконы

Строя храмы, наши предки любили украшать их иконами. Писание икон считалось неприличным поручать немцам, оно производилось либо греческими, либо русскими мастерами. На иконописное художество был большой спрос, а потому и иконописцев было много: они соединялись в артели или дружины под управлением старост, были особые дружины великого князя и митрополита, состоявшие на их содержании. Лучшими иконописцами в XV веке были ФеофанГрек и московские монахи Даниил иконник и АндрейРублёв. Иконописанием занимались некоторые из высших духовных лиц, — например, святой митрополит Петр и новгородский владыка Василий.

Вера в чудотворную силу святых икон находила себе неодно-кратное оправдание в жизни. Во время Куликовской битвы прославилась ДонскаяиконаБогоматери, находившаяся в войске великого князя. После битвы пленные татары объясняли своё поражение видением молниеносного полка под предводительством грозной небесной Воительницы. В новый стольный город великого князя из Владимира перенесена была икона ВладимирскойБогоматери. Во время нашествия Тамерлана (1395) её торжественно встретили в Москве и поставили в Успенском соборе. В самый день и час её встречи Тамерлан бежал из русских пределов, устрашенный видением грозной Светоносной Жены.

В разных местах явились новые чудотворные иконы: в XIII веке — Феодоровская икона, в XIV веке — Тихвинская и др. По большей части чудотворные иконы по-прежнему чтились только местно. Перенесением Владимирской иконы в Москву началось важное дело собирания местных святынь в одно центральное место, в Москве эти святыни должны были получить потом общерусское значение.

Новые праздники

Кроме явления чудотворных икон, русское благочестие утешалось открытием мощей русских угодников — святителя Петра, святого АлександраНевского, преподобного Сергия и др. В честь этих новоявленных угодников Божиих установились новые праздники в Русской Церкви — или общие, или местные. Святые, как и иконы, тоже преимущественно чтились местно. После Куликовской битвы была установлена (перед 26 октября) Димитриевская суббота для поминовения павших за Православие воинов. Составлялись новые службы русском святым, например, святителю Петру, святителю Алексию, преподобному Сергию Радонежскому и др.

Одну из особенностей русских служб этого времени составляют молитву об избавлении от агарян.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: