Монастырские вотчины

Средствами для содержания монастырей служили пожертвования богомольцев, вклады на помин души и монастырские вотчины. Монастырских вотчин уже было так много, что они составляли главный источник содержания монастырей и не всегда положительно влияли на духовную жизнь насельников, втягивая их более надлежащего в мирские попечения о хозяйстве, суде, к управе над крестьянами, в тяжбу с соседями и тому подобное. В описываемое время возникал уже серьёзный вопрос о том, прилично ли монастырям владеть селами.

Монастырские вотчины быстро увеличивались за счёт пожертвований, вкладов, но, главным образом, посредством освоения монастырями пустынных земель. Жалованные грамоты снабжали обители разными льготами, монастырские крестьяне освобождались от пошлин — всех или некоторых, и притом бессрочно (или на какой-то срок — от одного до десяти лет). При продаже своих продуктов и покупке припасов монастыри освобождались от торговых пошлин и сборов. В их пользу князья уступали также сборы с «торжков», заводившихся неподалеку от обителей и в монастырских селах. Служилые люди князя «к монастырским крестьянам не въезжали», сборов своих с них не брали и не судили их, крестьяне подлежали суду игумена с братией, причём во всех делах, кроме «душегубства, разбоя, татьбы», а по некоторым грамотам даже и без такого исключения. В случае смешанного суда игумен судил вместе с княжеским судьей. Богатство монастырских вотчин, меньшее «тягло», льготы и покровительство сильных монастырских властей привлекали народ на монастырские земли. Это стремление к поселению на них тяглого люда скоро начало задевать интересы княжеской казны. Поэтому в жалованных грамотах монастырям дозволялось «перезывать» крестьян только из чужих княжеств, а не с тяглых земель князя, давшего грамоту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: