Древнейшие сравнительно-языковые параллели и этногенез тибетцев

Ян Кунтур

Истоки и этногенез любого народа – вещь загадочная и во многом гипотетическая, так как лежит далеко за гранью письменной истории. Взять, к примеру, происхождение славян: на этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа. Этногенез тибетцев и вообще всех тибето-бирманских народов стараниями ряда этнологов (во главе с Львом Гумилевым) во многом разрешен благодаря китайским историческим записям. Но самые ранние периоды, связанные с развитием языка имеют еще много белых пятен, но при этом эти реконструкции очень любопытны.

Начнем с того,что тибетский язык относится к тибетской языковой ветви тибетско-бирманской языковой группы китайско-тибетской (или сино-тибетской) языковой семьи. То есть он наиболее родственен к языкам народов Бирмы, северо-восточной Индии и Китая. Но самое интересное то, что современные сравнительные исследования языков, выводят кроме ностратической языковой макросемьи (индо-европейские, урало-юкагигские, алтайско-монгольские, алеуто-эскимосские, корейско-японские и картвельский языки) и афразийской (семитские, кушитские, чадские языки), также и на-дене-кавказская или синокавказскую макросемью языков.

Эта макросемья включает в себя языки таких абсолютно несхожих по своей культуре и антропологии народов как баски-иберы в Испании и южной Франции, таинственные народы Кашмира-Гиндукуша, говорящие на языке бурушаски, языки народов древнейших царств Малой Азии – хаттов, хурритов, урартцев и малых кавказских народов, таких как адыги, абхазы, вайнахи и аварцы, лезгины, даргинцы, табасараны, агулы, цахуры в Дагестане, сюда же относят язык кетов - интересного народа живущего в Сибири на нижнем Енисее, упоминавшиеся выше китайско-бирманско-тибетские народы, а так же чукотско-камчатские народы и, наконец, некоторые индейские народы Северной Америки (тлингиты, апачи, навахо).

Из этого по гипотезам ученых выходит, что когда-то в глубокой древности, примерно в IX-VIII тыс. до н.э., носители этих языков говорили на едином праязыке языке и проживали где-то в Малой Азии и прилегающих районах Малого Кавказа – совр. Турция и Армения. Первыми откололись и ушли на запад иберы-баски. Затем в VII тыс. до н.э. на восток через Среднюю Азию и Памир ушли кашмирские бурушаски, центрально-индийские нахали и китае-бирмано-тибетцы. Причем, последние принадлежали к европеоидной расе, но полностью растворились в местных монголоидных народах, оставив лишь язык, который, стал корнем современных сино-тибетских языков. Интересно так же то, что в VI-V тыс. до н.э. уже из Центральной Азии часть этих народов мигрировала на север. Они стали впоследствии известны, как енисейские народы. То есть наши западно-сибирские кеты – это дальние родственники тибетцев. Часть этих народов через Берингию проникли в Северную Америку, где осели вперемешку с местным населением, пришедшим туда еще в XXX тыс. до н.э. Народы, оставшиеся на своей мало-азиатской прародине создали древнейшие царства Средиземноморья. Это хатты ( их потомки – современные абхазы), хурриты с верховьях Тигра, родственные современным дагестанцам, троянцы, фракийцы, пеласги-филистимляне с Крита, Балкан, Палестины и островов Эгейского моря, этруски с Аппенин.

Это о древнейших связях и параллелях. А вот что касается этногенеза собственно современных тибетцев. В формировании современного тибетского народа приняли участия абсолютно различные по культуре и языку народы.

Здесь можно вспомнить живших с древности в Западном Тибете и загадочных светловолосых индо-арийцев дардов (минаро, брокпа), и упоминавшихся не менее таинственных кашмирских хунзакутов-бурушей, а в Северном Тибете – сменявших друг-друга иранцев (скифов, саков-массагетов), тюрок (гуннов, уйгуров, кыргызов) и монголов. Все эти народы, как и древнейшее немногочисленное первобытное население Центрального Тибета, этнической принадлежности которого мы сейчас уже не можем установить, было постепенно ассимилировано в древности народом Бод, который пришел в Тибет с востока и был носителем тибетского языка, то есть и был прямым предком теперешних тибетцев. Все тибетцы сегодня называют себя Бод.

Отголоски этого прихода отражены в мифе тибетцев о происхождении их от праведной обезьяны-послушника и дикой горной ведьмы. В образе горной ведьмы здесь косвенно показано древнейшее до-тибетское население, которое, по всей видимости, не гнушалось и каннибализмом. Эти противоречия двух корней тибетского народа: праведника и демона – существовали на протяжении всей его истории.

Откуда же пришли в Тибет Бод? Их предками, как и всех народов тибето-бирманской языковой семьи, были Цяны (кяны), упоминавшиеся в ранних китайских источниках. Они жили в глубокой древности во II тысячелетии до н.э.в верхнем и среднем течении Хуанхе, в Сев. Китае. Это были пастухи-кочевники и непримиримые враги первого китайского царства Шань-Инь. Древние китайцы совершали на них жестокие набеги и приносили в жертву на своих алтарях десятки-сотни пленных.

В конце 11 в. до н.э. Цяны, как союзники царства Чжоу, приняли участие в великой битве при реке Муе, где иньцы были наголову разбиты.

Всё последующее тысячелетие сменявшиеся в Китае династии Чжоу, Цинь, Хань пытались покорить воинственных Цянов. В результате чего те отступили в западные, юго-западные и юго-восточные гористые районы Китая и смешались здесь с местными земледельческими племенами Жунов, этим еще до начала нашей эры положив основу новому могучему народу Бод – тибетцам (или туфань по-китайски).

В период правления в Китае династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) в районе озера Куку-Нор сложился союз западно-цянских племен — Си Цян. В результате войн с ханьцами часть западных Цянов была оттеснена на юг, на территорию современной провинции Сычуань. А в начале IV века земли, прилегающие к Куку-Нору были захвачены предками монголов сяньбийцами. Цяны, которые не подчинились сяньбийцам, также переселились южнее, в горные районы Амдо (нынешний северо-восточный Тибет) и в западные районы Сычуани. В IV-V веках из этих смешавшихся с местным населением Цянов выделились Данчаны и Дансяны, предки двух особых групп тибетцев амдосцев и кхамцев. Прямые потомки Цянов – горцы нголоки провинции Амдо, горные разбойники, грабители купеческих караванов, сохранявшие независимость до 19 века.

Первым мифическим цэнпо (царем) тибетцев и предком всех правителей Страны Гор был Ньятри Цзанпо, правивший в Южном Тибете в Ярлунге, с ним связано интересное предание, согласно которому он был сыном владыки небес, спустившимся на землю. Его потомков называли «Семь небесных Ти», они тоже были небожителями, которые спускались на землю и возвращались на небо по особой божественной нити «му».

Но это легендарное начало тибетской истории, генеалогический миф. А с точки зрения исторической науки можно сказать, что тибетское государство начало складываться в конце 6 в. Предшествовал этому в 4-начале 5 века значительный подъем хозяйства в Тибете, который создает изобилие продуктов. Население быстро растет. В результате этого формируются крупные военно-племенные союзы-княжества (около двадцати). Постепенно, благодаря наиболее удобному местоположению возвышается юго-восточное княжество Ярлунг (теперешняя долина Лхасы). Здесь был перекресток торговых путей, а климат благоприятствовал земледелию. Цари Ярлунга вели постоянные войны с соседями и постепенно присоединяли их владения. Именно Ярлунг стал центром формирования современных тибецев. А его диалект – классического языка.

В это же время в Западном Тибете (Ладакхе и Заскаре – древнем царстве Гугэ) была немного другая этно-политическая и культурная ситуация: эта территория напрямую соприкасалась с великими империями Среднего Востока и Древней Индии (а иногда и входила в них). Здесь был отличный шан-шунгский язык. Именно через Запад пришли на Тибет две его великие религии – Бон и ранний буддизм Махаяны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: