Становление постнеклассической биологии связано с изменением методологических установок биологического познания:
1. формируются особые способы описания и предсказания возможных состояний развивающегося объекта – построение сценариев возможных линий развития системы (в том числе и в точках бифуркации);
2. построение теории сочетается с созданием конкурирующих теоретических описаний, основанных на методах аппроксимации, компьютерных программ;
3. чаще применяются методы исторической реконструкции объекта, сложившиеся в гуманитарном знании;
4. исследование развивающихся объектов требует изменения стратегии эксперимента: результаты экспериментов с объектом, который находится на разных этапах развития, могут быть согласованы только с учетом вероятностных линий эволюции системы. В первую очередь это относится к системам, существующим только в одном экземпляре, - они требуют особой стратегии экспериментального исследования, т.к. нет возможности воспроизводить первоначальные состояния такого объекта. Нет свободы выбора эксперимента с системами, в которые непосредственно включен человек;
5. изменяются представления классического и неклассического биологического знания о ценностно-нейтральном характере научного исследования – современные способы описания объектов предполагают введение этических факторов в содержание и структуру способа познания (этика науки, научная культура, социальная экспертиза программ).
Есть основания считать, что по мере развития науки все эти современные особенности биологического познания будут проявлять себя в еще белее контрастных и очевидных формах.
Вопросы для самоконтроля
1. Когда получили свое развитие методологические установки биологического познания?
2. Что означает «методологические установки неклассической биологии»?
3. Что означает «ориентация на моноцентричность» и в какое время она была свойственна исследователям живой природы?
4. Какой метод эмпирического познания органических объектов был лидирующим в классической биологии?
5. Как рассматривается историзм органического мира в методологических установках разных периодах развития биологического познания?
6. Что означает полисистемное видение биологического объекта и популяционный стиль мышления?
7. Какие можно привести примеры установления диалектического единства методологических подходов?
8. Как понимается методологическая установка, связанная с введением этических факторов в содержание и структуру способа биологического познания?
9. Как рассматривается вопрос о путях развития теорийв методологических установках разных периодах развития биологического познания?
10. Исходя из установленных методологических установок разных периодов, какие можно сделать выводы об основных и принципиальных отличиях биологического познания классической, неклассической и постнеклассической биологии?