Семинар 2. Пояснительная записка

В ходе семинарских занятий студенты знакомятся с важнейшими христианскими текстами различных периодов. Рассматриваемые источники призваны, в некоторых случаях, проиллюстрировать материал, прослушанный на лекциях, но в основном - дополнить его.

Цель семинарских занятий - привить студентам навыки самостоятельной работы с религиозными текстами, познакомить с методами их интерпретации, учитывающими специфику изучаемой религиозной традиции.

В качестве источников для изучения на семинарских занятиях избраны тексты, наиболее значимые для изучения истории христианской религии. Большое внимание уделяется анализу текстов Нового Завета - Священного Писания христиан. Вопросы к семинарским занятиям сформулированы таким образом, чтобы помочь студентам выделить основные проблемы занятия и сконцентрировать внимание на наиболее значимых аспектах темы.

Формируемые компетенции: ( ПК-1.1; ПК-1.2; ПК-2.2; ПК-2.14; ПК-2.16 )

Семинар 1. Учение Иисуса по Нагорной проповеди (Матфей 5-7, Лука 6).

Перечень проблем занятия

1. Нагорная проповедь как исторический источник.

2. Иисус в контексте еврейской традиции.

3. Характеристика деятельности Иисуса.

Вопросы к семинару:

1. Как относился Иисус к еврейской религиозной традиции?

2. В качестве кого проповедовал Иисус? Было ли у него Мессианское самосознание?

3. Чем обусловлен абсолютный характер этики Иисуса?

4. Был ли Иисус создателем религиозного учения?

Источники.

1. От Матфея Святое Благовествование (синодальный пер.). - Любое изд.

2. Евангелие от Матфея на греческом, церковнославянском, латинском и русском языках с историко-текстологическими приложениями. - М.: Гнозис, 1993. - 232 с. (См. с. 24-45).

3. Евангелие от Матфея//Новый Завет/Перевод под ред. Кассиана (Безобразова), М., 1994. С. 7-70. (См. с. 12-20).

4. Евангелие по Матфею//Канонические Евангелия, М., 1992. С. 137 - 192. (См. с. 141-148).

5. От Луки Святое Благовествование (синодальный пер.). - Любое изд.

6. Евангелие от Луки//Новый Завет/Перевод под ред. Кассиана (Безобразова). М., 1994. С. 112-181. (См. с. 128-130)

7. Евангелие по Луке//Канонические Евангелия, М., 1992. С. 207-265. (См. с. 219-222)

8. Евангелие в изложении Луки/Пер. Э.Г.Юнца. - М., 1994. - 128 с. (См. с. 30-34)

Литература.

1. Тищенко С.В. Основные мотивы интерпретации Мф// Канонические Евангелия, М., 1992. С. 193-203.

2. Тищенко С.В. Основные мотивы интерпретации Лк// Канонические Евангелия, М., 1992. С. 266-278.

Семинар 2. Апостол Павел - первый христианский теолог (Послание к Римлянам).

Перечень проблем занятия

1. Характеристика источников.

2. Этапы деятельности Павла.

3. Роль Павла в создании христианской теологии.

Вопросы:

1. Что такое Закон в понимании Павла?

Источники.

1. Послание к Римлянам святого апостола Павла//Новый Завет (синодальный пер.). Любое изд.

2. Послание к Римлянам//Новый Завет/Перевод под ред. Кассиана (Безобразова), М., 1994. С. 303-330.

3. Послание к Римлянам апостола Павла/Новый пер.с греч. В.Н.Кузнецовой с приложениями. -М., 1993. - 112 с.

Литература (на выбор):

1. Жебелев С.А. Апостол Павел и его послания. - Пг., 1922. - 200 с.

2. Швейцер А. Мистика апостола Павла//Швейцер А. Благоговение перед жизнью, М., 1992. С. 239-487.

Семинар3. Под именем Иоанна: Христианское богословие и гносис.

Перечень проблем занятия

1. Богословие автора Евангелия от Иоанна.

2. Характеристика гностического учения в целом.

3. Анализ Апокрифа от Иоанна.

Вопросы к семинару:

1. В чем смысл Пролога к Четвертому Евангелию?

2. Почему евангелист Иоанн был прозван Богословом? Почему ему был приписан Апокриф Иоанна?

3. В чем различие богословской концепции Евангелия от Иоанна и гностического учения Апокрифа Иоанна?

4. Почему в Апокрифе травестируются первые главы Книги Бытия?

Источники.

1. От Иоанна Святое Благовествование//Новый Завет (синодальный пер.). - Любое издание.

2. Евангелие от Иоанна//Новый Завет/Пер. под ред. Кассиана (Безобразова), М., 1994. С. 182-234.

3. Евангелие по Иоанну//Канонические Евангелия, М., 1992. С. 279-333.

4. Апокриф Иоанна/Пер. с коптского М.К.Трофимовой//Апокрифы Древних Христиан: Исследования, тексты, комментарии, М., 1989. С. 197-218

Литература

1. Тищенко С.В. Основные мотивы интерпретации Ин//Канонические Евангелия, М., 1992. С. 334-345.

2. Трофимова М.К. Гностицизм и христианство//Апокрифы древних христиан. М., 1989. С. 162-172

3. Трофимова М.К. Апокриф Иоанна//Там же. С. 173-196.

4. Шабуров Н.В. Человек и мир в гностических учениях//Эллинистическая философия, М., 1986. С. 84-103

Семинар4. Христианство и римское общество II в.

Перечень проблем занятия

1. Социально-политическая ситуация в Римской империи.

2. Положение христианской церкви в Римской империи.

Вопросы к семинару:

1. В чем причина гонений на Церковь?

2. В чем «странность» отношения к христианам императора Траяна и Плиния Младшего?

3. Что инкриминировали христианам представители античной интеллектуальной элиты (Лукиан, Цельс, Порфирий, Юлиан)?

4. В чем причина страха римского общества перед христианами (по «Октавию» Минуция Феликса)?

Источники:

1. Античные критики христианства//Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства, М., 1990. С. 233-462.

2. Минуций Феликс. Октавий//Ранние Отцы Церкви: Антология, Брюссель, 1988. С. 539-590.

Семинар 5. Тринитарные споры.

Перечень проблем занятия

1. Предпосылки тринитарных споров.

2. Никейский собор.

3. Деятельность каппадокийцев.

Вопросы к семинару:

1. Почему воззрения Ария вызвали дискуссию?

2. Каковы основные пункты расхождения между Арием и Афанасием Александрийским?ч

3. Как эволюционировала арианская доктрина в 20-70 е г.г. IV в.?

4. В чем отличие тринитарных доктрин Афанасия и каппадокийцев?

Источники (номера 4 и 5 - на выбор).

1. Афанасий Александрийский. Творения. - М., 1994, т.1. С. 287-471.

2. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. - М., 1993, ч.4. С. 376-390

3. Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Творения. - М., 1994, т.1. С. 385-443; 481-490

4. Сократ Схоластик. Церковная история. - М., 1996. С. 10-213.

5. Феодорит, епископ Кирский. Церковная история. - М., 1993. С.24-185.

Литература.

1. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. - Вильнюс; М., 1992. С. 114-128; 143-199.

2. Болотов В.В. Лекци и по истории древней Церкви. - М., 1994, т.4. С. 1-134

3. Мусхелишвили Н.Л., Шабуров Н.В. Проблема парадокса и анализ сознания. - М., 1987. С. 28-56.

Семинар6. Полемика между Августином и Пелагием о предопределении и свободе воли.

Перечень проблем занятия

1. Предпосылки полемики о предопределении.

2. Позиции Августина и Пелагия.

3. Позиция церкви по вопросу о предопределении.

Вопросы к семинару:

1. В чем принципиальное различие позиций двух богословов?

2. Почему точка зрения Августина была признана ортодоксальной?

3. Почему строгий августинизм не получил развития в средневековой церкви?

Источники.

1. Августин. О благодати и свободном произволении//Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики, М., 1997. С. 532-557

2. Пелагий. Послание к Деметриаде//Эразм Роттердамский. Философские произведения, М., 1986. С. 594-635

Семинар 7. Халкедонское вероопределение.

Перечень проблем занятия

1. Причины возникновения христологической проблемы.

2. Позиции спорящих сторон.

2. Анализ халкедонского вероопределения.

Вопросы к семинару:

1. Раскрыть отличия халкедонской христологии от доктрин Аполлинария, Евтихия и Диодора-Феодора-Нестория.

2. Халкедонская христология и доктрина Кирилла Александрийского: Сходство и отличие.

3. Почему халкедонское вероопределение привело к церковному расколу?

Источники.

Восточные отцы и учители Церкви V века. – М., 2000 (Кирилл Александрийский, Феодорит Киррский)

Деяния Вселенских соборов. Т.2-3

Литература.

1. Карташев А.В. Вселенские соборы. - М., 1994. С. 217-318

2. Флоровский Г.В. Византийские Отцы V-VIII в.в. - М., 1992. С. 43-94

3. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. - Вильнюс; М., 1992. С. 248-276

4. Болотов В.В. Лекци и по истории древней церкви. - М., 1994, т. 4..

5. Селезнев Н.Н. Несторий и Церковь Вотока. М., 2005

6. Орманян М. Армянская Церковь. Еревн, 2005

Семинар 8. Спор об иконах.

Перечень проблем занятия

1. Предпосылки иконоборчества.

2. Основные этапы иконоборчества.

3. Анализ сочинений Иоанна Дамаскина.

Вопросы к семинару:

1. Раскрыть мировоззренческие предпосылки иконоборчества.

2. Каковы истоки аргументации Иоанна Дамаскина?

3. Раскрыть особенности полемики во 2-й период иконоборчества.

Источники.

1. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения; Феодор Студит. Послание Платону о почитании икон. - М., 1993. С. 1-168.

Литература.

1. Болотов В.В. Лекци и по истории древней церкви. - М., 1994, т. 4.. С. 506-586

2. Карташев А.В. Вселенские соборы. - М., 1994. С. 455-537

Семинар9. Паламитские споры.

Перечень проблем занятия

1. Определение исихазма

2. Аргументация сторонников и противников исихазма

3. Деятельность Григория Паламы.

Вопросы к семинару.

1. Что такое исихазм? Раскрыть разные значения этого термина.

2. В чем причина оппозиции исихазму со стороны Варлаама Калабрийского? Каковы его аргументы?

3. Убедительна ли апология исихазма, предпринятая Гигорием Паламой?

4. Сравнить представление о человеке в исихазме и в византийском, а также раннем итальянском гуманизме.

5. В чем причина победы исихазма?

Источники:

1. Святой Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М.: Канон, 1995. С. 7 – 343.

2. Иеромонах Илларион Святогорец. Исповедание православной веры святого Григория Паламы. - М., б/г. - 24 с.

Литература.

1. Василий (Кривошеин). Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы; Святой Григорий Палама - личность и учение//Архиепископ Василий (Кривошеин). Богословские труды, Нижний Новгород, 1994. С. 114-228.

2. Мейендорф И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. - Спб., 1997. С. 163-323.

3. Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и политическом развитии Восточной Европы в ХIV в//Труды Отдела древнерусской литературы, т. 29, Л., 1974. С. 291-305.

4. Медведев И.П. Византийский гуманизм ХIV - ХV вв. - Спб. 1997. С. 110-126.

Семинар10. П.Абеляр и Бернард Клервосский: противостояние принципов или недоразумение?

Перечень проблем занятия

1. Характеристика взглядов Абеляра.

2. Деятельность Бернарда Клервосского.

3. Анализ причины конфликта

Вопросы к семинару:

1. Какие положения Абеляра были признаны неортодоксальными?

2. Был ли Абеляр гуманистом до гуманизма или реформатором до Реформации?

3. Феномен Бернарда: благочестивый мистик или церковный политик?

4. В чем причина неприятия Бернардом идей Абеляра?

Источники:

1. Абеляр П. История моих бедствий//Августин Аврелий, Пьер Абеляр. Исповедь. История моих бедствий. - М., 1992.

2. Бернард Клервосский. О благодати и свободе воли. - Средние века, вып. 45, М., 1982. С. 265-303.

Литература:

1. Федотов Г.П. Абеляр//Федотов Г.П. Собр. соч., т.1, М., 1996. С.185-247.

2. Герье В. Западное монашество и папство, М., 1913. С. 27-138.

Семинар11. Начало францисканского движения.

Перечень проблем занятия

1. Исторический контекст деятельности Франциска Ассизского.

2. Франциск как деятель предренессансной эпохи.

3. Основные этапы становления Ордена францисканцев.

Вопросы к семинару:

1. В чем новизна проповеди Франциска Ассизского?

2. Франциск «Цветочков» и исторический Франциск

3. Указать отличия нищенствующих орденов от традиционных монашеских орденов.

4. Почему католическая церковь поддержала деятельность Франциска?

5. В чем причина раскола среди францисканцев во второй половине ХIII в.?

Источники:

1. Истоки францисканства. - М., 1996. С. 763-925.

2. Св. Франциск Ассизский. Сочинения. - М., 1995. С. 53-75; 139-147; 203-268.

Литература.

1. Честертон Г.К. Святой Франциск Ассизский//Честертон Г.К. Вечный человек, М., 1991. С. 13-92.

2. Пименова Э.К. Франциск Ассизский: Его жизнь и общественная деятельность//Будда; Конфуций; Магомет; Франциск Ассизский; Савонарола. - М., 1995. С. 211-278.

Семинар 12. Гуманизм и Реформация: Полемика между Эразмом Роттердамским и Лютером о свободе воли и предопределении.

Перечень проблем занятия

1.Истоки противоречий между Эразмом и Лютером.

2. Позиция Эразма по отношению к реформаторам.

3. Основные аргументы сторон в дискуссии о свободе воле.

Вопросы к семинару:

1. Почему Эразм Роттердамский не принял Реформацию?

2. Почему Лютер отвергал учение о свободе воли?

3. Сопоставить спор Лютера с Эразмом и полемику между Августином и Пелагием.

Источники:

Эразм Роттердамский.Философские произведения, М., 1986. С. 218-593.

Литература:

1. Маркиш С.П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. - М., 1971. - 222 с.

2. Цвейг С. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. - Любое изд.

Семинар 13. Лютеранство и кальвинизм - две версии Реформации.

Перечень проблем занятия

1. Общая характеристика лютеранства и кальвинизма на основании анализа предложенных текстов.

2. Основные догматические расхождения между лютеранством и кальвинизмом.

Вопросы к семинару:

Сравнить символические книги лютеранства и кальвинизма и выявить различия по отношению к:

1. Священному Писанию.

2. Церковному Приданию.

3. Светской власти.

4. Таинствам и ритуалам.

Источники:

1. Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера и Христианское учение. - Лахти, 1992. - С. 3-27

2. Вестминстерское исповедание веры 1647-1648 гг. - М., 1995. - 54 с.

3. Каноны Дортского синода. - М., 1997. - 54 с.

Литература:

1. Маграт А. Богословская мысль Реформации. - Одесса, 1994. С. 168-192; 196-227; 246-264.

2. Зассе Г. На том стоим: Кто такие лютеране. - Спб., 1994. С. 141-195.

3. Митер Х.Г. Основные идеи кальвинизма. - Спб., 1995. С. 12-76.

Семинар 14. Реформация и становление капиталистических отношений: Концепция М.Вебера.

Перечень проблем занятия

1. Вебер как историк и социолог.

2. Основные элементы концепции Вебера.

Вопросы к семинару:

1. Что такое мирская аскеза?

2. Раскрыть роль идеи избранничества в протестантской этике.

3. Можно ли говорить, что Реформация «породила» капитализм?

4. Какова роль протестантских сект в развитии капитализма?

Источники:

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма; Протестантские секты и дух капитализма//Вебер М. Избр. произведения, М., 1990. С. 44-306.

Литература:

1. Неусыхин А.И. «Эмпирическая социология» Макса Вебера и логика исторической науки//Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма, М., 1974. С. 413-500.

Семинар 15. Теология культуры Ричарда Нибура

Перечень проблем занятия

1. Основные положения диалектической теологии.

2. Задачи христианства по Р.Нибуру.

3. Проблема христинства и культуры в творчестве Нибура.

Вопросы к семинару:

1. Что значит по Р.Нибуру «верить в Иисуса Христа»?

2. Что такое культура по Р.Нибуру?

3. Каковы взаимоотношения христианства и культуры?

4. Точка зрения Р.Нибура на взаимоотношения науки и веры.

Источники:

Нибур Ричард. Христос и культура; Радикальный монотеизм и западная культура//Христос и культура: Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура, М., 1996. С. 7-226.

Семинар 16. Второй Ватиканский собор: реформа Католической Церкви?

Перечень проблем занятия:

1. Причины созыва Собора

2. Темы, обсуждавшиеся на Соборе

3. Оппозиция Собору в Католической Церкви

Вопросы к семинару:

1. Каковы причины, побудившие папу Иоанна XXIII созвать собор?

2. Какие проблемы обсуждались в ходе Собора?

3. Каковы последствия решений Собора для:

А) Внутренней ситуации в Католической Церкви

В) Взаимоотношений Католической Церкви с другими христианскими Церквями

С) Взаимоотношений Католической Церкви с нехристианскими религиями.

4. Почему решения Собора вызвали неоднозначную реакцию в католическом мире?

Источники:

Второй Ватиканский Собор: Конституции, Декреты, Декларации. – Брюссель, 1992. – 403 с.

Лиретарура:

Второй Ватиканский Собор: Взгляд из России. М., 1997.

Никодим (Ротов), митрополит. Иоанн XXIII, Папа Римский. W., 1984.С. 377-517.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: