Организация и механизация внутриаэродромной транспортировки пассажиров и их посадки на ВС

В соответствии с принципиальной схемой обслуживания, принятой в аэропортах, после прохождения административных формальностей (контроля авиационной безопасности, регистрации и т.п.) пассажиры следуют в зону ожидания посадки и находятся в ней до объявления о начале посадки в самолёт.

Зона ожидания располагается с ориентацией на перрон. Предельное расстояние, проходимое пассажиром от пункта регистрации пассажиров и оформления багажа до самого дальнего выхода на перрон, не должно превышать 200 м, а от здания аэровокзала по перрону до самолёта - 50 метров. Однако в связи с расширением аэровокзалов, строительством саттелитов, увеличением количества мест стоянок ВС, расстояние от стоек регистрации до выходов на перрон и от аэровокзала до мест стоянок самолётов во многих аэропортах значительно превышают допустимые, что вызывает необходимость применения различных средств механизации для транспортировки пассажиров и их посадки/высадки в/с ВС.

В зависимости от объемно-планировочного решения аэровокзального комплекса, пропускной способности аэропорта и типов эксплуатируемых ВС в отечественных и зарубежных аэропортах применяются следующие технологические схемы перемещения и посадки пассажиров:

- Непосредственный проход пассажиров по перрону к самолету и производство посадки и высадки с помощью трапов;

- Перемещение пассажиров по перрону наземными транспортными средствами и посадка либо с помощью трапов, либо непосредственно из транспортного средства, которое выполняет роль трапа;

- Перемещение пассажиров к местам стоянки ВС с помощью стационарных транспортных систем и посадка через стационарные устройства.

Средства механизации, используемые для перемещения пассажиров и посадки их в самолет, делятся на две группы: подвижные и стационарные.

К подвижным средствам механизации относятся:

- Средства, предназначенные только для транспортировки пассажиров(автопоезда и автобусы);

- Средства, предназначенные только для посадки и высадки пассажиров(самоходные и несамоходные пассажирские трапы);

- Средства механизации, совмещающие транспортировку пассажиров и их посадку в самолет(автобусы с подъемным кузовом, подъемные салоны-накопители)

К стационарным средствам механизации относятся:

- средства для посадки и высадки пассажиров(телескопические трапы-мостики и трапы-галереи)

- Средства транспортировки пассажиров внутри аэровокзального комплекса(эскалаторы, пассажирские лифты, движущиеся тротуары, транспортные системы)

Технологические схемы с непосредственным проходом пассажиров от накопителей к самолету по перрону, характерны для аэропортов небольшой пропускной способности с аэровокзалом линейной схемы. В этом случае места стоянок, как правило, расположены непосредственно перед вокзалом и расстояние между ними сравнительно невелико.

Существенным недостатком этой схемы является необеспеченность безопасности пассажиров при следовании их по перрону, а также низкий уровень комфорта, поскольку пассажиры не защищены от атмосферных воздействий, шума и выхлопных газов самолетных двигателей.

Наибольшее распространение в отечественных аэропортах получила схема с перемещением пассажиров по перрону наземными транспортными средствами и посадки в самолет с помощью трапов. При применении этой схемы сокращается время на проведение посадки, рациональнее используется перрон и места стоянок самолетов.

Для посадки пассажиров в самолеты в отечественных аэропортах применяются самоходные и несамоходные пассажирские трапы, а в некоторых аэропортах - телескопические трапы.

Основными преимуществами использования телескопических трапов-мостиков, являются:

- Сокращение пути движения пассажиров от аэровокзала к самолету и устранение перемещения пассажиров с одного уровня на другой;

- Создание наибольшего комфорта для пассажиров при посадки/высадки (защита от непогоды, шума и газов авиационных двигателей);

- Возможность обеспечения индивидуальной посадки пассажиров в самолет непосредственно после прохождения административных формальностей.

- Уменьшение интенсивности движения транспортных средств на перроне.

В аэровокзалах, оборудованных телескопическими трапами-мостиками, международная организация гражданской авиации ИКАО рекомендует использовать вместо группового метода посадки пассажиров, индивидуальный или непрерывно-лоточный метод, при котором пассажиры после прохождения регистрации следуют на посадку в самолет. Самолет, как правило, подается к месту посадки пассажиров за час до вылета. Пассажир, пользуясь схемой расположения посадочных выходов, которая должна быть напечатана на посадочном талоне, проходит в самолет, предъявляя посадочный талон и билет работнику службы перевозок, осуществляющему контроль за посадкой.

Наряду с проблемой перемещения пассажиров из аэровокзала в самолет в современных аэропортах существенное внимание уделяется внедрению разнообразных средств механизации, осуществляющих перемещение пассажиров внутри аэровокзального комплекса. Наиболее широко для этой цели применяются движущиеся тротуары-травелаторы и различные автоматизированные транспортные системы.

Внутриаэродромная обработка и транспортировка багажа

Основными требованиями к средствам механизации, предназначенным для транспортировки багажа и малогабаритных грузов (включая почтовые) и загрузки их в самолёт, являются:

· достаточная грузоподъёмность средств механизации, позволяющая обеспечить обслуживании пассажирского самолёта одной машиной (наименьшем количеством тележек);

· достаточно высокая скорость и маневренность, обеспечивающая работу машин в условиях ограниченного пространства, как на перроне, так и в багажных помещениях аэровокзала;

· высокая производительность и способность производить обработку разнохарактерного по весу, объёму и упаковке багажа и груза;

· способность комплексно выполнять каждой машиной как транспортные, так и погрузочно-разгрузочные работы;

· обеспечение сохранности багажа, от воздействия атмосферных осадков.

Средства механизации, применяемые для транспортировки багажа и погрузочно-разгрузочных работ у самолёта по технологии выполнения операций, классифицируются на три группы:

· осуществляющие только транспортировку багажа;

· выполняющие только погрузочно-разгрузочные работы у самолёта;

· совмещающие погрузочно-разгрузочные операции и транспортировку багажа.

К первой группе средств, довольно широко применяемых в аэропортах, относятся: электрокары; несамоходные багажные тележки, буксируемые тягачами; самоходные платформы для транспортировки контейнеров и малогабаритные грузовые автомашины.

Ко второй группе относят автотранспортёры и загрузчики контейнеров, а к третей, совмещающие погрузочно-разгрузочные операции и транспортировку багажа: самоходные багажные платформы, автоконтейнеры, вилочные аккумуляторные погрузчики, оперирующие с поддонами и контейнерами, самоходные и буксируемые платформы с гидроподъёмниками.

В современных аэропортах, принимающих самолёты большой пассажировместимости, в состав комплексных систем переработки багажа входят также внутрисамолётные средства погрузки и распределения багажа.

Из средств механизации предназначенных для транспортировки и погрузки багажа, наибольшее распространение получили электрокары, багажные тележки, буксируемые электротягачами, автотранспортёры и самоходные багажные платформы, обладающие хорошей маневренностью, большим диапазоном скоростей передвижения и высокой производительностью.

Наиболее эффективными и перспективными из этих средств являются самоходные багажные платформы, предназначенные для переработки багажа и грузов применительно ко всем типам эксплуатируемых и перспективных самолетов за исключением самолётов, оборудованных контейнерными системами.

На современном этапе все большее распространение при обслуживании современных самолётов получили специальные системы для перевозки багажа в контейнерах. Перед штучной перевозкой багажа эта перевозка имеет ряд существенных преимуществ, основными из которых являются:

· сокращение времени цикла загрузки и разгрузки багажа (у ВС);

· уменьшение числа случаев повреждения и утери багажа;

· более эффективное использование полезного объёма багажных помещений самолёта;

· сокращение времени простоя ВС в промежуточных аэропортах при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Автоматизированные системы, обеспечивающие перевозочные процессы в аэропортах

На данном этапе развития ГА использование передовых информационных технологий, позволяет аэропортам и авиакомпаниям, сделать обслуживание более быстрым, качественным и менее затратным.

Если ссылаться на то, что говорят – аэропорт это лицо страны/города и от качества предоставляемых услуг и наличия продуманной инфраструктуры зависит имидж государства/страны. Для повышения качества обслуживания потребителей услуг ВТ, авиакомпаниям и в особенности аэропортам необходимо постоянно внедрять в организационный процесс обеспечения перевозок передовые информационные системы и технологии.

В настоящее время существует значительное количество разных систем сервиса, например ведущих аэропортах РФ (ДМД, ШРМ) их насчитывается более 20-ти.

По мере развития воздушного транспорта стали возникать и получать всё большое распространение различные компьютерные системы обеспечения перевозочного процесса, наиболее известными из них являются:

1. Автоматизированные системы бронирования перевозок. Начиная с конца 50-х годов при резервировании мест стали применяться первые компьютерные системы. При современных объёмах перевозок авиакомпаний и сложности маршрутных сетей управление ресурсом мест и обеспечение доступа к нему агентов невозможно без системы бронирования авиаперевозок.

Наиболее крупными и известными из них на территории РФ являются: Сирена - 2000, Сирена - 2.3, AMADEUS, GABRIEL, SABRE и д.р.

2. Автоматизированная система AODB (Airport Operational Data Base) -центральная операционная база данных

AODB - предназначен для автоматизированного учета технологических операций при обслуживании воздушных судов в аэропорту. Использование системы позволяет также формировать суточный план полетов, контролировать текущее состояние и планировать ресурсное обеспечение рейсов, вести технологические графики.

Система AODB содержит полные данные о рейсах, включая плановую и оперативную информацию, количественную информацию о пассажирах, багаже, грузах, и поддерживает различные форматы обмена данных для взаимодействия с другими автоматизированными аэропортовыми системами.

База данных AODB, пользователями которой являются участники аэропортового обслуживания воздушных судов, работает автоматически в режиме реального времени. Данные из системы AODB используются различными подразделениями и службами аэропортового комплекса, в том числе для учета финансово-хозяйственной деятельности и осуществления взаиморасчетов.

3. Системы отображения полетной информации – FIDS (Flight Information Display Systems) является важнейшей составляющей высокотехнологичного аэропортового производства

Она призвана сделать пребывание пассажиров в аэропорту уютным и комфортным, являясь лицом любого аэропорта и визитной карточкой города.

Система FIDS отражает всю необходимую информацию для пассажиров, встречающих и сотрудников аэропорта в любых зонах аэропорта (зоны вылета и прилета, выход на посадку, получение багажа, VIP/бизнес залов и пр.)

4. АС регистрации пассажиров и багажа в аэропорту. Если при бумажной технологии оформлении авиаперевозок внедрение АСР в аэропортах было направлено на облегчение работы агента по регистрации путём автоматизации процесса получения списка пассажиров и последующего оформления посадочных талонов и багажных бирок. С внедрением электронного билето - оформления роль АСР неотъемлемой частью её элементов, обеспечивающих взаимодействие с сервером электронных билетов авиакомпаний.

Использование АСР во всех аэропортах маршрутной сети Авиакомпаний, позволяет их сотрудникам в режиме он-лайн контролировать ход регистрации и отправки собственных рейсов во всех аэропортах. Наиболее распространёнными в аэропортах России являются такие системы как: «Астра», «Купол», SDCS (SITA Departure Control System) и др.

Необходимо также отметить внедрение в ведущих аэропортах систем (киосков) саморегистрации. Киоски самостоятельной регистрации предназначены для пассажиров с электронными билетами, которые желают зарегистрироваться на рейс самостоятельно, не обращаясь к агентам на стойках регистрации. При помощи киосков самостоятельной регистрации пассажир может выбрать себе место в салоне ВС и распечатать посадочный талон.

Если пассажир воспользовался услугой мобильной регистрации, то для распечатки посадочного талона необходимо поднести полученный QR код к сканеру.

5.Автоматизированные системы обработки багажа. В настоящее время существуют различные системы обработки багажа вылетающих пассажиров. И если раньше данные системы служили только для передачи багажа с лини регистрации на место комплектования, то современные системы позволяют в автоматическом режиме досматривать весь багаж на наличие взрывоопасных и запрещенных к провозу предметов. Использование данных систем сводит к минимуму человеческий фактор.

6.Автоматизированные системы расчётов центровки и загрузки ВС (АРМ «Центровка»). Способствуют расчёту центровочных, параметров ВС, оптимизации распределения загрузки на борту ВС, подготовки сопроводительных документов, формирования телеграмм, ведения базы данных по ВС и архиву рейсов.

7.Автоматизированные системы розыска багажа. В настоящее время во многих аэропортах при организации розыска утерянного и задержанного багажа широко применяются различные автоматизированные системы розыска багажа. С 1968 года розыск багажа был автоматизирован с использованием одной или нескольких отраслевых систем розыска багажа. Наиболее распространённым в аэропортах РФ является модуль системы SITA «World tracer».

Все эти системы работают по принципу сравнения сообщений, т.е. файлов созданных в аэропорту поиска и обнаружения багажа.

Помимо выше перечисленных систем в авиапредприятиях применяется множество других передовых технологий, что позволяет им повысить оперативность и качества работы служб и уменьшения издержек производства, несмотря на капиталоемкость данных систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: