Культура Тверского края в конце XVI-XVII ВВ. Церковь Белая Троица

Рост городов и установление прочных экономических отношений внутри государства повлияли на развитие русской культуры. Представления людей о жизни, о мире постепенно переставали наполняться только религиозным содержанием. Создавались светские литературные произведения. Повседневная жизнь отражалась в устном народном творчестве: пословицах, поговорках, сказках, песнях. Многие из них были позднее записали на Тверской земле русские учёные-собиратели.

В среде крестьянства сохранялся и обновлялся календарь природы. Полевые работы и другие хозяйственные занятия проводились в соответствии с народными приметами, охватывавшими круглый год. Большинство примет касалось дождей: например, начало сенокоса в тверских землях рассчитывали по тому, каков день «на Мефодия» (3 июля) и «на Самсона-сеногноя» (10 июля). В грозе видели результат деятельности Ильи Пророка.

На основе слияния народного земледельческого календаря с христианской религией сложилось «бытовое православие». Оно надолго стало доступной и распространённой формой церковного вероучения и обрядности.

К XVII в. вполне оформились основные местные особенности великорусского языка. Селигерские земли являлись территорией северо-западных, а Верхнее Подвинье — западнорусских говоров. В центральных землях Верхневолжья утвердились тверские, а к востоку и северо-востоку от Твери заволжские говоры.

Отличались друг от друга два письменных языка — официальный, то есть язык документов, и народный. Яркий тому пример — знаменитая «Калязинская челобитная», созданная, вероятно, во второй половине XVII в. Это первая пародия в русской литературе. Она написана нарочито деловым языком, хотя имеет совершенно бытовое содержание. Её персонажи, монахи, жаловались тверскому епископу, что новый их игумен «велит часто к церкви ходить», «мало с нами пьёт да много нас бьёт». Лень и пьянство — вот идеал "героев" талантливой пародии: «А как мы архимандрита избудем и доброго добудем, который горазд лёжа вино да пиво пить, а к церкве бы пореже ходил и нас бы, богомольцев твоих, почаще на погреб посылал...». "Челобитная" стала хорошо известной в народе и за пределами тверских земель.

Одно из самых замечательных произведений литературы XVII в. — «Повесть о Тверском Отроче монастыре», дошедшая до нас в нескольких списках. Она невелика по объёму и написана в жанре исторического романа. В основе «Повести» рассказ об основании монастыря, но одновременно и повествование о человеческих судьбах, о любви, о счастье и несчастье.

Первый тверской князь Ярослав Ярославич, рассказывает «Повесть», заехав во время соколиной охоты в с. Едимоново, узнал о предстоящем в этот день венчании своего дружинника (отрока) Григория с дочерью местного пономаря красавицей Ксенией. Князю так понравилась невеста, что он обвенчался с нею. Огорчённый Григорий принял монашество, а через несколько лет основал в Твери монастырь в устье Тверцы.

История со свадьбой вымышлена. Ксения, жена Ярослава, в действительности являлась дочерью новгородского боярина. Исторические персонажи искусно помещены в легендарную обстановку. Написанная местным автором повесть нисколько не провинциальна по своей талантливости. Её считают важным вкладом в создание русской литературы нового времени.

Большое хождение имели документы времён «смуты». Письма полководца Скопина-Шуйского в тверские города призывали к защите родной земли от иноземных захватчиков и «воровских людей», к всеобщему единению ради этой цели.

Народная песня о Скопине-Шуйском — одна из самых популярных в XVII в. Торжественный тон её, былинный размах отражают восхищение личностью полководца-освободителя, чьё войско покрыло себя славой в сражениях за Торопец, Торжок, Тверь, в битве на Жабне и других боях:

... А кому будет Божья помочь Скопину-князю Михаилу Васильевичу: Он очистил царство Московское И велико государство российское.

Совсем иной характер носили грамоты Ивана Болотникова, ходившие на Тверской земле, в которых он призывал «побивати своих бояр, гостей и всех торговых людей».

Бурные события начала XVII в. отражались не только в художественной литературе, но и в исторических трудах, в хрониках. Яркая "Повесть об осаде Торопца" создана одним из участников обороны города от поляков. Это мемуары, автор которых имел целью сохранение памяти о подвигах защитников города в поучение потомкам.

Несколько уроженцев тверских земель стали в конце XVII в. известными учёными. Один из них — Павел Роговский, крестьянин Калязинского Троицкого Макарьева монастыря. После долгих лет учебы в Европе он получил в Риме звание доктора богословия и философии. По возвращении в Россию Роговский стал в 1700 г. ректором Славяно-греко-латинской академии в Москве. В это же время началась научная и преподавательская деятельность Леонтия Магницкого, уроженца Осташковской слободы, автора первого русского учебника математики.

Ремесленники в своей практической работе доходили до всего опытным путём. Специальной литературы не было. Знания передавались мастерами от поколения к поколению.

Во всём крае стало распространяться стекольное производство. В Твери занимались мыловарением. Мыло выпускалось нескольких сортов: «доброе», «портное», «слабкое», «красное» и др. В Твери, Торопце, Кашине, Бежецке и других местностях изготовляли лечебные спиртовые настойки на травах и ягодах. Огромной популярностью в народе пользовались «Лечебники» и «Травники», сборники рецептов изготовления лекарств и мазей.

В больших городах было немало врачевателей-«лечцов». «Рудомёт» (то есть умеющий делать кровопускание) из Кашина Фёдор Григорьев ходил в 1654 г. «во время чумы в село Постникове для рудомётного промыслу через заставу». Правда, после этого последовал приказ кашинскому воеводе Непейцину публично наказать нарушителя карантина: «...бить батоги нещадно». Распространителями чумы оказались московские стрельцы, бежавшие в тверские земли.

Научные новшества того времени затрагивали, прежде всего, практическую сторону жизни. Они удовлетворяли хозяйственные нужды, улучшали быт и поддерживали здоровье людей.

Прекрасными образцами тверской школы иконописи являются сохранившиеся до наших дней иконы XVT-XVII вв. Среди них образа «Никола, с Христом и Богоматерью» из Никольской церкви в Твери, «Рождество Богоматери» из церкви с. Дрюцково Бежецкого района, «Князь Михаил Ярославич и Ксения Тверские» из кафедрального Спасо-Преображенского собора.

Заметной частью русской культуры этого времени являлась тверская архитектура. В 1567 г. построена Вознесенская церковь в Оршине Вознесенском монастыре, в 1569-1584 гг. — Ввведенская церковь в Старицком Успенском монастыре, в 1592 г. — Покровская церковь в Краснохолмском Николаевском Антониеве монастыре и Смоленская церковь в с. Кушалине. В 1630-х гг. в Твери отремонтировали древний Спасо-Преображенский собор, значительное строительство велось в Жёлтиковом Успенском монастыре в низовьях Тьмаки. В 1689-1696 гг. по распоряжению архиепископа Сергия выстроен новый Спасский собор в кремле. Образцом послужил главный храм Москвы — пятикупольный Успенский собор. Виды Твери, её кремль и Спасский собор запечатлели на рисунках немецкий учёный Адам Олеарий, барон Мейерберг, голландский путешественник Николаас Витсен (1665 г.). Шведский военный инженер Эрик Пальмквист создал план Твери, первый из известных нам.

В середине XVI в. на одном из селигерских островов, Столбном, поселился монах Нил. Слава об этом отшельнике и совершаемых им чудесах распространилась по всему побережью. По преданию, он отличался такими духовными подвигами, как истязание своей плоти постоянными бдениями и молитвами, когда даже в короткие минуты отдыха не ложился, а повисал на деревянных крюках-костылях, вбитых в стену. Так его изображали на иконах и в деревянной скульптуре. Местные жители рассказывали, что после его кончины на могиле происходили чудеса исцеления. Это послужило одной из главных причин основания на острове монастыря. В 1591 - 1594 гг. в нём построили первую деревянную церковь, Богоявленскую. При царе Михаиле Фёдоровиче в монастырь были сделаны богатые вклады, и настоятель Нектарий, человек энергичный и образованный, заново отстроил обитель. В 1622 г. воздвигли пятиглавую Покровскую церковь, а после большого пожара 1665 г. — каменный Богоявленский храм, освящённый в 1670 г., и возвели каменные стены вокруг монастыря.

В 1694 г. на берегу оз. Вселуг в верховьях Волги поднялась в Ширковом погосте многоярусная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Местные жители гордо называют её «тверскими Кижами». Высота церкви до креста около 40 м.

Древнейшая из действующих церквей в самой Твери — семиглавая «Белая Троица», построенная в 1564 г. на городской окраине, в ремесленной слободе. Впоследствии её внешний вид не раз изменялся, здание обросло пристройками.

Велось каменное храмовое строительство и в других тверских городах: Торопце, Старице, Кашине, Калязине, в загородных монастырях, в богатых сельских вотчинах.

Таким образом, Тверской край в XVII в. жил насыщенной духовной жизнью. Высшие образцы тверской литературы и архитектуры стали национальным достоянием.

«Белая Троица»

Освящена 15 августа 1564 г.

Расположенная за рекою Тьмакой, церковь "Белая Троица" (свое название храм получил за покрытие глав белой черепицей) - самое древнее из сохранившихся сооружений старой Твери.

Тверской храм во имя Живоначальной Троицы - древнейший каменный храм в городе из числа сохранившихся. Храм выстроен на средства Гавриила Андреевича Тушинского, который принадлежал к числу купцов, переселенных из Москвы в конце XV начале XVI вв. Южный ее придел (Николая Чудотворца, с XVII века - Введенский) построен тверским купцом П. Д. Ламиным. Первоначально весьма скромной постройки храм, имевший 1 или 3 главы, в результате пристроек 1787 г. и 1860-х гг. приобрел 7 глав. В таком виде существует и в настоящее время.

Сохранилась надпись на западной стороне храма: "Лето 7072 совершен бысть сии храм во имя Живоначальния Троицы месяца августа 15 при благоверном царе Великом князе Иване Васильевиче и всея России и при епископе Акакии Тферьскомъ замышлениемъ и строением раба Божия Гавриилъ Андреева Тоушиньского".

Церковь сложена из кирпича с применением белого камня, оштукатурена и побелена. Состоит из низкой апсиды, собственно храма, близкого в плане к квадрату, трапезной с двумя приделами, трехъярусной колокольни. Первоначально храм был трехглавым. со временем количество глав достигло семи. из них пять световых и две глухих.

Древняя часть здания близка к кругу московских памятников XVI века, но стилистически своеобразно трактована местной художественной традицией. Архитектура здания отличается ясностью форм, аскетичностью декоративного убранства. Стены храма расчленены лопатками, по верху идет трехчастный карниз.

С давних времен храм известен в народе под именем «Белая Троица». Считается, что название произошло от того, что храм всегда окрашивался белой краской и в старину имел кровлю из черепицы беловатого цвета. Более поздние пристройки изменили первоначальный вид здания, хотя главный храм сохранился почти невредимым

В главном храме и в его приделах сохранилось немало памятников старины: это иконостас XVIII в., настенная живопись конца XVIII - начала XIX вв. и несколько древних икон: образ Святой Троицы - XVI в., Николая Чудотворца "с деяниями", икона "Небесная сень" - XVI в., старинные богослужебные предметы. В храме также находится рака с мощами св. Макария Калязинского.

С храмом Белая Троица связано несколько старинных преданий, одно из которых говорит о существовании подземного хода длиною до 250 сажен, в котором жители города прятали свое имущество и укрывались сами во время набегов и грабежей неприятелей. Троицкий храм - единственный в Твери, в котором богослужения не прекращались даже в советский период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: