Развитие группы. Общие качества группы

Общие качества группы:
• Интегративность – мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом
(отсутствие интегративности – разобщенность, дезинтеграция).
• Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
• Референтность – степень принятия членами группы групповых эталонов.
• Лидерство – степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
• Интрагрупповая активность – мера активизации групповой составляющей ее личностей.
• Интергрупповая активность – степень влияния данной группы на другие группы.
Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:
• направленность группы – социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
• организованность – реальная способность группы к самоуправлению;
• эмоциональность – межличностные связи эмоционального характера, преобладающий эмоциональный настрой группы;
• интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
• волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

Проблема развития группы никогда не ставилась целью выяснить специфику различных параметров групповой деятельности на каждом из ее уровней. Вместе с тем без такого подхода картина развития группы не может быть полной. Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых процессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей, система межличностных отношений и т.д.

С точки зрения социальной психологии исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что общность психологии больших групп не поддается научному анализу. Отсутствие опыта таких исследований еще более укрепляет эту уверенность. По утверждению Дилигенского Г.Г., рас- смотрение психологии больших групп не может считаться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема.
Развитие коллектива проходит через ряд этапов:
• номинальная группа;
• группа-ассоциация;
• группа-кооперация.

От кооперации до коллектива группа проходит ступень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней (моя группа).
Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой извне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.
Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем качестве
является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма сводится не к совместной деятельности для достижения общей цели и даже не к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.
Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их числе, начинается с распределения функций. Без этого невозможно существование группы как единого целого.
Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. Психолог А.В. Петровский считает, что при классификации групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы
(оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).
Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом:
• Диффузная группа – в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.
• Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.
• Корпорация – взаимоотношения опосредуются личностно значимыми целями, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.
• Коллектив – взаимодействия опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности
(бригада, экипаж, расчет).
До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. В действительности при множестве разных обстоятельств, особенно если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным.
В регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов:
• внегрупповые (физические и социальные);
• внутригрупповые (нормы, межличностные отношения);
• внеличностные (однородность/разнородность по индивидуально-психологическим
параметрам);
• внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы,
их состояние, исходные мнения, оценки).
Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации группы.

Лекция 3. Лидерство в организации
3.1. Лидерство и групповая динамика.
3.2. Функции лидера.
3.3. Восприятие лидера его группой.
3.4. Личностные характеристики лидеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: