О’Генри (Уильям Сидни Портер)

(O’Henry – William Sidney Porter)

1862-1910

Очень популярным в Америке был жанр короткого рассказа. Очевидно, что причиной являлся быстрый темп жизни, постоянная занятость людей, у которых не хватало времени для чтения длинных произведений.

Непревзойденный мастер короткого рассказа - О’Генри. Кто не знает его ставших хрестоматийными рассказы «Вождь краснокожих», «Последний лист», «Дары волхвов» и многие другие, которых всего, по разным оценкам, 374.

В своих рассказах О’Генри с любовью, нежностью и сочувствием изображал простых людей – продавщиц, клерков, гладильщиц, официантов и кассирш, а также жуликов и грабителей, которых он тоже описывал с пониманием («Фараон и хорал»).

В своей полной приключений жизни он встречал множество разных людей, внимательно изучал их язык, поведение, характер. Все это потом пригодится ему в его творческой деятельности.

Но начиналась его жизнь с того, что, родившись в Гринборо (штат Северная Каролина), он рано потерял мать, воспитывался у тетки. Не надеясь на помощь разорившегося отца, он поступил на работу в аптеку своего дяди. Аптека тогда была центром общения людей и Уильям рисовал шаржи на посетителей, развлекая их. Однако работа в аптеке не сулила будущего.

Он отправился в Техас, где научился всему, что умеет на ранчо ковбой, выучил испанский язык. Уильям очень любил читать словари и совершенствовал свой английский. Свидетельством тому является богатейший язык его произведений.

Через 2 года он переехал в город Остин, где работал в аптеке, изучил бухгалтерию, работал чертежником, топографом, создавал карикатуры, играл на гитаре, пел в квартете, полностью соответствуя стереотипу американского писателя.

В 1877 г. Он тайно обвенчался с Атолл Эстес. Поскольку жених он был незавидный, только таким способом можно было заставить ее родителей согласиться.

По совету жены Уильям стал посылать в газеты и журналы рассказы, получая небольшие гонорары.

В 1889 у них родилась дочь Маргарет, но жена тяжело заболела. Уильям стал работать в банке кассиром, продолжал печататься, и даже создал свою газету “The Rolling Stone”, где печатал свои статьи, очерки, стихи, рассказы. К сожалению, газета просуществовала только год из-за предательства компаньона.

Уильям не сдавался и по приглашению издателя газеты переехал в г. Хьюстон с женой и дочерью. Счастье было недолгим, т.к. в банке, где он когда-то работал, обнаружили большую недостачу и «повесили» вину на Уильяма. Если бы он дождался суда, можно было бы доказать его непричастность, но Уильям решил сбежать сначала в Новый Орлеан, а потом в Гондурас. Там он перебивается случайными заработками. Неприятности преследуют его: Уильям узнает о тяжелой болезни жены и, забыв о собственной безопасности, возвращается домой, где на его руках умирает его жена, а Уильяма немедленно сажают на 5 лет в тюрьму. Дочку берут родители жены, и она никогда не узнает, где действительно находится ее отец. Из тюрьмы он постоянно пишет ей теплые интересные письма и получает от нее ответы. В тюрьме он работает в тюремной больнице благодаря своим познаниям в фармацевтике. От автора справочника Оссиана Генри Уильям свой псевдоним О’Генри. Есть и другая версия – имя тюремщика Орфин Генри.

Уильям страдал от того. Что дочка не сможет получить от него рождественский подарок. Тогда он посылает в журнал рассказ, а на гонорар просит купить дочке подарок.

Всего в тюрьме О’Генри написал 14 рассказов, которые потом составили сборник “The Gentle Grafter” («Благородный жулик») с двумя сквозными героями Джеффом Питерсом и Энди Такером – двумя благородными жуликами. Лев Толстой отметил не только художественную ценность, но и нравственный пафос.

В 1901 г. О’Генри освободили за недоказанностью преступления. Он переезжает в НЬю-Йорк по приглашению издателя. Поселяется в гостинице и начинает активно писать. Приходит слава и относительная обеспеченность. Он подписывает контракт с газетой “World”, обязуясь писать один рассказ в неделю за 100 долларов.

В 1904 г. О’Генри публикует свой единственный роман «Короли и капуста», авантюрный, занимательный, с элементами детектива.

В 1906 г. вышел сборник «Четыре миллиона», который говорит, что О’Генри писатель 4-х миллионов трудящихся, а не 400 богатых семейств НЬю-Йорка.

Позже он издал еще восемь сборников, а после смерти вышли еще 7 книг его произведений.

В 1907 г. О’Генри женился на подруге юности Салли Колмен. Семейное счастье было коротким, т.к. здоровье О’Генри было подорвано многими испытаниями и изнурительным трудом. Он умер 5.06.1910 года.

Посмертная слава превзошла все ожидания.

О’Генри не ставил целью вскрывать социальные язвы. Он даже отказал своим сокамерникам описать те ужасающие условия, в которых они находились.

Главная тема его произведений – жизнь и быт простых людей. Другая тема – чистая верная любовь, способная на жертвы («Дары волхвов», «Из любви к искусству»). Тема дружбы, отзывчивости раскрывается в рассказе «Последний лист».

О’Генри очень любил неожиданные повороты сюжета и концовки. Известны «Вождь краснокожих», «Яблоко раздора», «Супружество как точная наука» и др.

О’Генри рисовал мошенников с определенной долей симпатии. Таков рассказ «Родственный души», но в рассказах «Дороги, которые мы выбираем» показаны холодные жестокие воры.

О’Генри жалеет бедных девушек-продавщиц, официанток – которые мечтают о богатых женихах, о сладкой жизни. Иногда они надевают на себя маску дамы света и выглядят при этом забавно, будто в одежде с чужого плеча («Пока ждет автомобиль»).

Следует отметить богатство художественной палитры. Свежи его метафоры, любимые им метонимии, зевгмы и сравнения. Недаром его настольной книгой был словарь Вебстера.

В конце XIX века некоторые американские писатели находились под сильным влиянием дарвинизма и философской доктрины детерминизма, которая рассматривает человека как беспомощную пешку экономических и социальных сил.

Натурализм есть литературное выражение детерминизма, рассматривающий общество как слепую машину, бездушную и бесконтрольную. Зародившись в Европе, американский натурализм является детищем урбанизации и главной задачей ставит вскрывать социальные язвы откровенно и безжалостно.

Основными представителями американского натурализма являются Стьивен Крейн (1871 – 1900) и Фрэнк Норрис (1870-1902). Элементы натурализма мы находим и в творчестве Джека Лондона и Эптона Синклера.

Выходец из старинной семьи участников Войны за независимость, семьи, где были священники, шерифы, судьи и фермеры, Стивен Крейн за свою короткую жизнь журналиста и писателя)он прожил неполных 29 лет) сумел многое увидеть, осознать и описать в многочисленных очерках, а главное, в романах «Мэгги – дитя улицы» (1893) и «Алый знак доблести» (1895) и замечательных рассказах, а также в стихах.

В своем творчестве он затрагивает широкий спектр проблем: буржуазная мораль, жизнь трущоб Нью-Йорка, днтская обездоленность, лицемерие церкви, трагедия войны. Оставаясь гуманистом, он нелицеприятно обнажал темные стороны жизни.

Для романа «Мэгги – дитя улицы» Крейн избирает район Нью-Йорка с грязными улицами, полуразвалившимися домами. В одном из них и живет Мэгги и ее семья: вечно пьяный угрюмый отец, грубый старший брат Джимми и подстать им мать. Драки, ругань, пьянство окружали девочку. Но странным образом ни вонючие сточные канавы возле дома, ни безрадостная атмосфера в доме не коснулись Мэгги. Она была «цветком, выросшим на навозной куче».

Мэгги задыхалась в этой жизни, она мечтала о чем-то светлом, о счастье и любви, а видела вокруг картину, натуралистически описанную Крейном:»В самых неподобающих местах валялись ведра, веники, тряпки и бутылки. Страшные женщины с нечесаными волосами, в неряшливых платьях сплетничали или орали в неистовой ссоре. Тысячи запахов распространялись по улице».

Сцена драки мальчишек двух районов символична. Это борьба за выживание. Кто победит? Кто проиграет? Когда брат познакомил Мэгги с буфетчиком Питом, напомаженным франтом, он показался Мэгги существом с другой планеты. Ему не составило труда соблазнить девушку, наивно поверившую его лживым словам, а потом случилась до жути банальная вещь. Ведь он казался ей рыцарем «золотым солнцем». Пит даже водил ее в театр на пьесы с пустым никчемным содержанием, но Мэгги не знала ничего другого, поэтому театральный мир казался ей привлекательным. Реальность разрушила иллюзии. Пит бросил Мэгги ради своей старой девицы, усвоившей законы дна жизни.

Самое абсурдное это то, что семья Мэгги, аморальная до самых корней, не только не протянула руку помощи, а выгнала брошенную девушку на улицу.

После многих мытарств Мэгги решила попробовать жить по законам дна жизни и пойти на панель, чтобы не умереть с голоду. Первый же «клиент» оказался мерзким отвратительным стариком. И тут взбунтовалось ее нутро, чистое, хоть и поруганное. Мэгги не смогла пройти этот путь и предпочла умереть.

Роман «Алый знак доблести» разоблачает ложный пафос войны. Охваченный желанием пойти на войну, плохо представляя себе и цели этой войны, и условия, в которых пребывают солдаты на фронте, Генри Флеминг, крестьянский парень, представлял себе «монументальные ослепительно яркие картины неслыханных деяний». Действительность оказалась будничной и совсем не романтической: хотелось все время спать и согреться. Юноша пытался заставить себя осознать, что, раз уж, попав на войну, он должен выполнять свой долг. Он проникся уважением к своим товарищам, образующим «таинственное сообщество, рожденное пороховым дымом». Крейну удалось показать все отвратительные черты войны, Первую атаку Генри выдержал, а во второй струсил и убежал. Потом Генри мучается от стыда перед товарищами. Он понимает, что должен искупить вину и получить свой «алый знак доблести», т.е. получить ранение. Позже, уже в госпитале, он осознает как пропаганда и газеты дурачат народ призывами идти на войну, все равно на какую. Они же пешки, пушечное мясо. Генри думает теперь о доме, о своих полях, о семье, Вот что вечно.

Роман Крейна сравнивают с «Севастопольскими рассказами», с «Войной и миром». Конечно, в какой=то степени есть общее между Генри и Петей Ростовым, но масштаб толстовских произведений неизмеримо выше.

Фрэнк Норрис в романе «Спрут» нарисовал жуткую картину изгнания фермерских семей с их ухоженных добротных ферм хозяевами вновь строящейся железной дороги. Недаром ее сравнивают со спрутом, поглощающим все вокруг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: