Для успешной работы по данному курсу занятий важна доверительная атмосфера сотрудничества. Оптимальное развитие человека может быть осуществлено в условиях психологической безопасности, доверия. В связи с этим важными представляются следующие моменты:
• главный результат занятий в том, чтобы вопросы обсуждались открыто в обстановке взаимного уважения; чтобы были выслушаны разные точки зрения;
• одна из основных задач педагога - помочь детям учиться. Для этого педагог обеспечивает содействие развитию их индивидуальных способностей, создает условия для развития их субъективной активности в деятельности, ведет групповую дискуссию, побуждает детей делиться своими знаниями и мыслями, обобщает и комментирует их высказывания;
• в ситуации отсутствия отметок на занятиях имеет смысл задействовать самооценку обучающихся, взаимную оценку всех участников занятий, оценку группы. Педагог оценивает действия ребенка, а не личность;
• важная роль на занятиях отведена рефлексии, умению обдумывать собственные действия. Это умение не приходит само по себе, а является результатом целенаправленной работы, которая не только фиксирует достигнутые обучающимися результаты, но и поддерживает в их продвижении вперед;
|
|
• вести занятия могут педагоги, владеющие компьютерными технологиями.
Взаимодействие участников проекта на разных этапах работы
Этапы | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготов-ка | Определение конкретной, причём социально значимой проблемы. Определение целей и темы проекта | Обсуждают предмет с учителем, устанавливают цели. | Мотивирует учащихся, помогает в постановке целей, наблюдает. Ставит цели и задачи обучения, развития, воспитания в контексте темы проекта. |
Планиро-вание | Планирование действий по разрешению проблемы – пооперационная разработка проекта. Определение источников информации. Определение методов исследования. Распределение задач между членами группы. | Анализируют проблему. Формулируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают критерии оценки результатов. Вырабатывают план действий. Распределяют роли в команде. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает и контролирует. Формирует необходимые специфические умения и навыки. |
Исследо-вание | Сбор информации, решение промежуточных задач. Исследование учащихся как обязательное условие каждого проекта. Обработка информации, её осмысление и представление участниками групп. | Выполняют исследование. Собирают и уточняют информацию. Выбирают оптимальный вариант и уточняют планы действий. | Наблюдает, советует, контролирует, косвенно руководит деятельностью. Обобщает новое содержание образования, полученное в результате работы над проектом. |
Получе-ние результа-тов | Анализ информации, решение промежуточных задач. Результатом работы над проектом является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. | Анализируют информацию. Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта. Проводят анализ достижений поставленных целей. | Наблюдает, советует. Направляет процесс анализа. |
Представ-ление отчета | Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. | Отчитываются, обсуждают. Защищают проект. | Слушает, задает вопросы. |
Оценка результа-тов | Участвует в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивают свою роль в процессе работы над проектом. Выясняют причины успехов и неудач. | Оценивает усилия учащихся, успешность их деятельности и ценность полученных результатов. |
Роль учителя меняется в ходе работы над проектом.
|
|
- Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
- Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.
- Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.
Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта:
- Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели
- Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях
- Консультант, помогающий организовать работу
- Руководитель, помогающий планировать работу по времени
- "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы
- Координатор группового процесса
- Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта