Особенности взаимодействия участников занятий

Для успешной работы по данному курсу занятий важна до­верительная атмосфера сотрудничества. Оптимальное развитие человека может быть осуществлено в условиях психологической безопасности, доверия. В связи с этим важными представляются следующие моменты:

• главный результат занятий в том, чтобы вопросы обсуж­дались открыто в обстановке взаимного уважения; чтобы были выслушаны разные точки зрения;

• одна из основных задач педагога - помочь детям учиться. Для этого педагог обеспечивает содействие развитию их инди­видуальных способностей, создает условия для развития их субъективной активности в деятельности, ведет групповую дис­куссию, побуждает детей делиться своими знаниями и мыслями, обобщает и комментирует их высказывания;

• в ситуации отсутствия отметок на занятиях имеет смысл задействовать самооценку обучающихся, взаимную оценку всех участников занятий, оценку группы. Педагог оценивает дейст­вия ребенка, а не личность;

• важная роль на занятиях отведена рефлексии, умению об­думывать собственные действия. Это умение не приходит само по себе, а является результатом целенаправленной работы, которая не только фиксирует достигнутые обучающимися ре­зультаты, но и поддерживает в их продвижении вперед;

• вести занятия могут педагоги, владеющие компьютерными технологиями.

Взаимодействие участников проекта на разных этапах работы

Этапы Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя
Подготов-ка Определение конкретной, причём социально значимой проблемы. Определение целей и темы проекта Обсуждают предмет с учителем, устанавливают цели. Мотивирует учащихся, помогает в постановке целей, наблюдает. Ставит цели и задачи обучения, развития, воспитания в контексте темы проекта.
Планиро-вание Планирование действий по разрешению проблемы – пооперационная разработка проекта. Определение источников информации. Определение методов исследования. Распределение задач между членами группы. Анализируют проблему. Формулируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают критерии оценки результатов. Вырабатывают план действий. Распределяют роли в команде. Предлагает идеи, высказывает предположения. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает и контролирует. Формирует необходимые специфические умения и навыки.
Исследо-вание Сбор информации, решение промежуточных задач. Исследование учащихся как обязательное условие каждого проекта. Обработка информации, её осмысление и представление участниками групп. Выполняют исследование. Собирают и уточняют информацию. Выбирают оптимальный вариант и уточняют планы действий. Наблюдает, советует, контролирует, косвенно руководит деятельностью. Обобщает новое содержание образования, полученное в результате работы над проектом.
Получе-ние результа-тов Анализ информации, решение промежуточных задач. Результатом работы над проектом является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. Анализируют информацию. Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта. Проводят анализ достижений поставленных целей. Наблюдает, советует. Направляет процесс анализа.
Представ-ление отчета Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Отчитываются, обсуждают. Защищают проект. Слушает, задает вопросы.
Оценка результа-тов   Участвует в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивают свою роль в процессе работы над проектом. Выясняют причины успехов и неудач. Оценивает усилия учащихся, успешность их деятельности и ценность полученных результатов.

Роль учителя меняется в ходе работы над проектом.

- Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

- Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.

- Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта:

- Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели

- Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях

- Консультант, помогающий организовать работу

- Руководитель, помогающий планировать работу по времени

- "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы

- Координатор группового процесса

- Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: