Методы сбора информации

Существует три основных класса методов сбора информации:

- прямое наблюдение;

- анализ документов;

- опросы, которые делятся на 2 подкласса:а) интервью, б) анкетный опрос.

Прямое наблюдение.

Под наблюдением подразумевается прямая регистрация событий очевидцем. Наблюдение может носить различный характер. Иногда наблюдатель самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.

Анализ документов.

Анализ документов – важный метод сбора информации. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке.Особая группа документов - средства массовой информации, газеты, журналы, радио, телевидение, кино, Интернет ресурсы.

Необходимо проинформировать учащихся о таком источнике, как Интернет-блоги. Блогосфера оперативно реагирует на происходящее в стране и в мире: обсуждается информация из новостных лент, увиденное собственными глазами или услышанное от знакомых. Иной раз события освещаются несравнимо правдивее и быстрее, нежели в СМИ. У читателей появилась возможность вести диалог, излагая свою точку зрения. Это повышает доверие аудитории и усиливает манипулятивные свойства блогов. В свою очередь, общественное мнение из Сети, начинает переноситься в жизнь.

Опросы.

Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.
При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса.
Анкетирование.

По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую анкеты (публикуется в газете или журнале).
Что такое социологическая анкета? Это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая - вводная - представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность ответов.
Вторая часть анкеты - основная. Она содержит вопросы (их блоки), направления на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить "конкретные" вопросы - простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок. В третьей части анкеты - так называемой "паспортичке" (она иногда помещается вначале) - выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы.
В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной части).

Интервьюирование
Интервьюирование - это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем: при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента; этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, вопросы.

2. Работа проектной группы.

Учащимся предлагается провести опрос общественного мнение на Интернет-сайте «Анкетер.ru», который поддерживает онлайн-опрос. Данный портал позволяет участникам создавать анкеты и опросы прямо на сайте и редактировать их в зависимости от желания. Также сразу можно управлять параметрами опросов и проводить анализ полученных результатов. Это очень удобно и просто, благодаря своему интерфейсу создать анкету может любой желающий пользователь, который зарегистрировался на сайте. Интернет портал помогает создать различные варианты вопросов анкеты (с однократным выбором, многовариатным выбором) и оценочной шкалой. После проведения опроса сразу же можно просмотреть данные об ответах в виде графика или схемы и экспортировать их для пользования в программах по созданию электронных таблиц.

3. Рефлексия.

Точка зрения. Учащимся предлагается выложить из карточек с суждениями «Очень хорошо» и «Очень плохо», «Научился многому» и «Не научился ничему» своеобразную «розу ветров». Обучающимся поясняется, что, занимая определённое положение внутри размеченной «розы ветров», они могут дать понять, каким было, во-первых, их самочувствие и настроение на занятии и каким, во-вторых, был их образовательный успех.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: