Обучение экономичному вождению автомобиля

При обучении учащегося приемам, обеспечивающим экономию топлива, учебный автомобиль должен быть оборудован топливным расходомером (ТРМ), а мастеру следует вести «Журнал учета расхода топлива учащимися».

Если нет прибора заводского изготовления, то простейший ТРМ можно изготовить самодельно.

Первый вид такого ТРМ можно изготовить двух вариантов: для карбюраторного и дизельного двигателей (разработан в Вологодском УКК).

. Основой обоих вариантов ТРМ является 20-литровая канистра. В донной ее части рассверливаются отверстия: 2 - для работы с карбюраторным и 3 г с дизельным двигателем. В отверстия вставляются резиновые шланги. Канистра укрепляется в кузове у переднего борта автомобиля. На наружную сторону борта от канистры выведен один шланг, служащий бензомерной трубкой, потому что он совмещен со шкалой, тарированной до 0,1 литра. Второй шланг (для работы с карбюраторным двигателем) на некотором расстоянии от места его соединения с канистрой раздваивается: один отвод идет к карбюратору, второй - к бензиновому насосу. Перед насосом на этом отводе шланга вмонтирован кран, регулирующий подачу топлива. В варианте ТРМ для работы с дизельным двигателем второй шланг соединяет канистру с подкачивающим насосом, а третий - с «обраткой».

ТРМ второго вида (разработан в Борском УКК) изготовляется на базе двухступенчатого фильтра топкой очистки топлива типа 2-СТф-З, имеющего двухходовой кран. Из левого бачка фильтра извлекается фильтрующий элемент. В стенке бачка фрезеруется паз, в который запрессовывается шкала из плексигласа с нанесенной на нее тарировкой до 0,1 литра. В верхней части корпуса бачка устанавливается кран, через который прибор сообщается с атмосферой. С внутренней стороны корпуса (на входном и выходном штуцерах) рассверливается для отверстия, в которые запрессовывается трубки диаметром 22 мм и длиной 135 мм каждая. На входной канал левого бачка вставляется заглушка, преграждающая путь топливу, поступающему через двухходовой кран. Наполнение ТРМ топливом происходит при открытом двухходовом кране через входной канал в правый бачок. Затем, поднимаясь по запрессованной в бачок трубке, через кран в корпусе топливо поступает в левый бачок (воздушный кран при этом открыт). После наполнения обоих бачков двухходовой кран, поворотом его на 90°, закрывается, и двигатель работает на топливе, поступающем из бачков. В карбюратор топливо поступает по входному каналу топливного насоса. ТРМ устанавливается на раме автомобиля вместо фильтра- отстойника.

Внеся некоторые незначительные изменения в фильтр тонкой очистки топлива двигателя Кам АЗ-74.0, из него также можно изготовить ТРМ.

«Журнал учета расхода топлива учащимися» можно вести по такой форме:

№№ учебных групп Фамилии учащихся №№ упражнений Норма Расхода топлива Фактический расход
        1 заезд 2 заезд
  Сазонов В.Н.   0,5 0,7 0,5
  Заглядин СВ.   0,4 0,5 0,4

При обучении приема экономии топлива мастер указывает учащемуся на то, что вести автомобиль надо строго по учебному маршруту. Отклонение от него дает возможности точной оценки качества выполнения.упражнения. Поэтому в начале каждого упражнения мастер показывает по схеме учебный маршрут и проверяет, насколько точно его запомнил учащийся.

При объяснении техники замера расхода топлива по шкале ТРМ мастер предупреждает учащегося, что ошибка в отсчете ± одно деление приведет к неправильной оценке качества выполнения упражнения в целом. Поэтому мастер на первом занятии, где начнется обучение экономичным приемам вождения автомобиля, должен сам произвести замеры с тем, чтобы учащийся увидел, как это следует делать. На следующих занятиях мастер уже только контролирует правильность произведенных учащихся замеров.

Для формирования начальных навыков экономии топлива можно применять следующие приемы обучения.

1. При отработке движения автомобиля с переключением передач в
восходящем порядке учащемуся дается задание:

- поставить автомобиль на старте учебного маршрута;

- замерить показание ТРМ;

- совершить первый заезд по маршруту на указанной мастером
скорости на третьей передаче;

- -замерить показание ТРМ на финише;

- совершить второй заезд по учебному маршруту на той же, что и при первом заезде скорости, но на пятой передаче;

- замерить показание ТРМ на финише;

- сравнить показание ТРМ при первом и втором заездах;

- сделать вывод о влиянии на расход топлива движения автомобиля при одинаковых скоростях, но на разных передачах.

2. При отработке вождения автомобиля на разных передачах учащийся
при первом заезде, используя оптимальные передачи и применяя плавный
способ торможения, производит ряд торможений. При втором заезде, двигая
на указанной мастером скорости, применяя резкий способ торможения и
снижая при этом скорости движения автомобиля до 3 -5 км/час, учащийся
производит ряд торможений. Сравнивая показания расхода топлива при первом и втором заездах, учащийся делает вывод о влиянии на расход топлива разных способов торможения.

3. При отработке движения автомобиля задним ходом учащийся, ведя автомобиль на указанной мастером скорости, совершает несколько раз соответствующие маневры (около препятствий, между ними), сравнивает показания ТРМ на старте и финише учебного маршрута и делает вывод о влиянии на расход топлива технически правильного выполнения маневров.

Мастер указывает учащемуся, что на старте и финише каждого заезда после замера показания ТРМ надо полученные результаты назвать мастеру с тем, чтобы записать их в «Журнал учета расхода топлива учащимися», а затем вычислить разницу в полученных результатах, сравнить ее с графой «Норма расхода топлива» в журнале.

Для заполнения этой графы журнала мастеру необходимо самому предварительно совершить несколько заездов по учебным маршрутам и вывести средние (нормативные) показатели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: