Термины и понятия, которые должен освоить студент по теме занятия

ГБОУ ВПО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ А.И.ЕВДОКИМОВА МИНЗДРАВА РФ

КАФЕДРА АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ

ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

НА IV КУРСЕ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

ТЕМА: Методы исследования беременных и рожениц.

СОСТАВИтель:

Д.м.н., профессор Ю.Н. Пономарева

Москва-2013

Тема занятия:

Методы исследования беременных и рожениц

Актуальность темы: Акушерское обследование беременных и рожениц – это основополагающий этап приёма пациенток в родовспомогательное учреждение, являющийся базисом для постановки диагноза и выбора акушерской тактики.

Цель занятия: Научить студентов методам первичного обследования беременных и рожениц.

Студент должен:

Знать:

1. Анатомию костного таза и женских половых органов.

2. Анатомию кровообращения женских половых органов.

3. Правила сбора акушерско-гинекологического анамнеза.

4. Методику определения группы перинатального риска.

5. Методы наружнего акушерского исследования.

6. Методы внутреннего акушерского исследования.

7. Инструментальные методы обследования беременной: ультразвуковое исследование, кардиотокография.

8. Основные лабораторные методы диагностики.

Уметь:

1. Тщательно собрать анамнез, в соответствии со следующими позициями:

· Возрастная категория матери и отца

· Наследственный анамнез

· Конституционально-генетический статус беременной

· Акушерско-гинекологический анамнез

· Инфекционный анамнез

· Соматический статус

· Гинекологический статус

· Носительство бактериально-вирусной инфекции

· Социальные факторы

· Фон зачатия и тератогенное влияние в раннем периоде беременности

· Течение беременности

· Возникновение симптомов осложнения течения беременности или начала родовой деятельности.

2. Рассчитать показатели индивидуального перинатального риска.

3. Провести первичное соматическое обследование пациентки.

4. Провести наружное акушерское обследование, включающее определение срока беременности по размерам матки; определение положения, предлежания (позиции и вида) плода; измерение наружних размеров таза; оценку пояснично-кресцового ромба; оценку луче-запястного индекса.

5. Провести инструментальное и двуручное влагалищное исследование.

6. Оценить состояние родовых путей (в т.ч. шейки матки).

7. Оценить тонус матки и характер сократительной активности.

8. Провести первичную оценку состояния плодово-плацентарного комплекса: характера сердцебиения плода, количества околоплодных вод.

9. Определить период и фазу родов.

10. Определить характер вставления головки плода при головном предлежании.

Форма проведения занятия – практическое занятие.

Место занятия: учебная комната, отделения родильного дома (приёмное, родовое, патологии беременности).

Оснащение занятия: таблицы по топографии женских половых органов; методикам проведения наружнего и внутреннего акушерского исследования; муляж-фантом; набор инструментов для измерения окружности живота, высоты стояния дна матки, тазомер, влагалищные зеркала, акушерский стетоскоп, ситуационные задачи, тесты, истории болезни.

Методика и хронокарта практического занятия:

Время занятия – 310 минут. (Два перерыва по 10 минут, 1 перерыв – 20 минут)

  Участие в утренней врачебной конференции. Конференц-зал. 30 минут
  Знакомство с целью занятия. Оценка исходного уровня знаний студентов Учебная комната 20 минут
  Теоретический разбор материала. Учебная комната 30 минут
  Решение ситуационных задач. Учебная комната 25 минут
  Работа в отделениях. Курация пациенток. Формулировка диагноза. Составление индивидуального плана ведения. Оформление медицинской документации. Приёмное отделение (смотровая), предродовая палата, родильный блок, отделение патологии беременности. 120 минут
  Написание тестового контроля. Учебная комната 25 минут
  Подведение итогов занятий. Домашнее задание Учебная комната 20 минут

Внеаудиторная работа студента:

Подготовка обучающих таблиц, схем, рефератов, выполнение УИРС, библиографический поиск. Библиотека, интернет-класс. 40 минут

Термины и понятия, которые должен освоить студент по теме занятия.

1. Генеративная функция яичника — это обеспечение роста и созревания первичных яйцеклеток в зрелые и овуляция. В регулярном менструальном цикле это занимает первые 14-15 суток, называемых первой, эстрогенной или фолликулиновой фазой.

2. Гормональная (эндокринная) функция яичника — это выработка половых гормонов (эстрогенов, гестагенов и андрогенов), которые, закономерно изменяя концентрацию (насыщенность), обеспечивают женщине вторичные половые признаки, изменения эндометрия и функционального состояния систем в соответствии с менструальным циклом, доминанте беременных; доминанте рожениц, родильниц, лактации, климактерию, менопаузе.

3. Родовые пути — это анатомические образования малого таза, мышц тазового дна и наружных половых органов, по которым продвигается плод в период изгнания.

4. Положение плода в матке - отношение продольной оси плода к продольной оси матки.

5. Предлежание плода - отношение крупной части плода ко входу в малый таз.

6. Позиция плода - отношение спинки плода к боковым стенкам матки: спинка влево - I позиция, спинка вправо - II позиция.

7. Вид позиции - отношение спинки плода к передней или задней стенке матки.

8. Пренатальная диагностика - наука о развитии плода, призванная изучать его физиологию и патологию в анте- и интранатальном периодах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: