Из истории науки каббала. Первые каббалисты

Ведущая роль желания в развитии человека, в целом, и раскрытие каббалы сегодня, в частности, - все это можно понять, изучая историю этой науки. Следующую часть урока мы посвятим этой теме.

Механизм, который приводит в движение процесс раскрытия и скрытия науки каббала и который также отвечает за ход развития человечества, - это желание. На начальном этапе развития желания, когда оно относительно мало, наука каббала раскрывается лишь небольшой группе людей, близких к природе. Когда желание выросло, а человек отдалился от природы и начал искать новые наполнения (богатство, власть, знания), - наука каббала скрывается. В наши дни, когда желание пришло к насыщению и пробудились вопросы о смысле жизни, наука каббала раскрылась вновь, в последний раз, и сейчас уже для каждого человека.

Каббалисты, с которыми мы познакомимся в этом историческом обзоре, раскрыли науку каббала в тот период, когда желание получать переходило с одного уровня развития на другой. Эта наука раскрылась им для того, чтобы привести ее в соответствие с новым уровнем желания. Что они и сделали. Важно отметить, что в истории науки каббала есть много других каббалистов, которые не вошли в наш исторический обзор. Понятно, что нет тут намерения преуменьшить их значение и величину. Ведь некоторые из них достигли большего постижения, чем каббалисты, о которых мы скажем ниже.

Первого в истории каббалиста звали Адам Ришон (ивр., Пeрвый чeловeк). Нет, здесь речь идет не об известном библейском персонаже, которого изгнали из рая (о нем и о каббалистическом понимании Библии мы будем говорить во второй и третьей части). Адам Ришон, познавший науку каббала, был обычным человеком, как мы с вами, родился 5772 года назад /6/. Отсюда понятно также, что он не был первым человеком на земле в физиологическом смысле этого слова; многие жили и раньше него. Его называют Адам Ришон, потому что он был первым человеком, раскрывшем науку каббала. Так, это описывает Бааль Сулам: «Адам Ришон был первым, принявшим порядок знаний, достаточных для понимания и полного использования всего, что увидел и постиг». /7/

Каббала раскрылась Адаму Ришон, когда желание получать находилось на первом уровне своего развития. Как уже объяснялось, в те времена человек был очень близок к природе, и из этой близости ему раскрылся высший замысел природы, наука каббала. Как и другие каббалисты, труды которых являются важными вехами в развитии науки каббала, Адам Ришон также оставил после себя книгу, где описал свое постижение. Эта книга называется «Разиэль а-Малах» («Тайный Ангел»).

Следующей значимой вехой в истории науки каббала стал праотец Авраам. В те времена (около 4000 лет назад) человечество было сосредоточено в Древнем Вавилоне. Именно в этот период желание получать перепрыгнуло на новый уровень развития. Это возросшее желание отдалило людей от природы и разделило их (как описывается в рассказе о Вавилонской башне).

На этой новой ступени развития человек уже не мог раскрыть науку каббала естественным образом, по праву своей близости к природе. Рост желания привел к необходимости построения системы раскрытия науки каббала. Развитие этой методики традиционно приписывают Аврааму. Постепенно Авраам сплотил вокруг себя группу учеников, которые занимались по его методике, и впоследствии из них сформировался народ Израиля. Свои постижения основ Мироздания он изложил в книге «Сефер Йецира» («Книга Творения»).

Вот как об этом пишет Рамбам: «В возрасте сорока лет узнал Авраам своего Создателя... он взывал к народу и учил, что есть Единый Бог для всего мира, и только Ему стоит служить. Люди задавали вопросы, а он учил каждого, сообразно его пониманию - и вскоре уже с ним шли тысячи людей, которых называют "люди дома Авраамова". И посеял он в их сердцах эту великую истину, и написал о ней книги... Усиливалось это движение среди потомков Яакова и примкнувших к ним, и появился в мире народ, знающий Бога». /8/

Группа каббалистов-последователей Авраама занималась по его методике в течение нескольких поколений, пока желание получать не вышло на следующий уровень своего развития и не пришло время для раскрытия науки каббала на более высокой ступени, согласно новому желанию получать.

На этом этапе наука каббала раскрылась Моше, каббалисту, жившему 3000 лет назад. Метод исправления Моше, который являлся продолжением методики Авраама, называется «Тора». Речь идет не о современном восприятии этой книги как собрания исторических повествований или основы религии. Тора - это методика описание раскрытия Творца, закона отдачи и любви, в соответствии с возросшим желанием получать.

Вместе с Моше народ Израиля вышел из Египта и достиг Эрец Исраэль (Земли Израиля). Во времена Первого и Второго храмов все люди здесь находились на уровне постижения духовного. Дети воспитывались в соответствии с каббалистической методикой и достигали духовного уровня. Однако снова, в соответствии с природным законом развития, желание получать раскрылось на новой ступени и посеяло раздор в Эрец Исраэль (ивр., Земля Израиля). Падение с духовной ступени привело народ к изгнанию.

Проверь себя:

· Что добавили Авраам и Моше в процесс раскрытия науки каббала?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: