Наивысшее место в хит-параде Великобритании: 7
Количество недель в ТОР-10: 3
Дата релиза в Великобритании: сентябрь 1980
Наивысшее место в хит-параде США: 21
Количество недель в ТОР-10: -
Дата релиза в США: март 1981
Место записи: Town House Hall, Лондон
Продюсеры: Осборн, Роудс, Керслейк, Дэйсли
1.I Don't Know (Osbourne - Daisley - Rhoads) 5:12
Оззи не ударил лицом в грязь. Его музыка не столь мрачна и тяжела, как творчество "Black Sabbath". Можно даже сказать, что над творчеством команды Осборна не довлеет "саббатовское" прошлое, и это хорошо - кому нужен двойник? Музыка альбома (и данного номера в частности) впитала все находки хард-н-хэви, известные на тот момент времени. Именно поэтому, а еще в силу высокой квалификации инструменталистов, группа имела все шансы быть конкуренте способной, и главная задача заключалась в поиске своего индивидуального стиля, если хотите - творческого лица. Сознательно или нет, найденная стилистика, базирующаяся на традиционном "хард-роке", была ориентирована на достаточно современное, в хорошем смысле "коммерческое" звучание, однако при этом она имела и стопроцентное индивидуальное отличие - уникальный голос Оззи. Найденный музыкантами рецепт оказался удачным. Уже после прослушивания одного единственного трека можно уверенно сказать, что Осборн дал достойный ответ своим бывшим коллегам, ныне являвшимся основными конкурентами его группы...
Текст песни навеян воспоминаниями Оззи о том, что их, то есть "Black Sabbath", воспринимали как оккультистов и часто требовали предсказать будущее, вот Осборн и ответил - "Не знаю!". Впечатляет ритм-секция Дэйсли-Керслейк, крепко сбитая, в хорошем смысле классическая. Ну и, конечно, блистает гитарной техникой и отлично звучит Рэнди Роудс.
2. Crazy Train (Osbourne - Daisley - Rhoads) 4:46
Композиция начинается дьявольским криком Оззи: "All aboard, ha-ha-ha". Отличный гитарный рифф и последующее развитие с идеальным басовым пунктиром Дэйсли. Вот что значит прекрасные инструменталисты - мельчайшие интонации в игре каждого инструмента досконально выверены, технические приемы - разнообразны, а уж Рэнди вообще развернулся на полную катушку, продемонстрировав образцы гитарной эквилибристики и хорошего вкуса при ее применении. Единственный недостаток этой вещи состоит в том, что она не имеет недостатков. Кстати, человек, который смеется и произносит слово "egg" в конце песни, это вовсе не Оззи. Когда шла запись этой композиции, то в студии находился один очень молодой - девятнадцатилетний -техник. Керслейк и Дэйсли постоянно подшучивали над ним, причем весьма своеобразным способом. Парню во все возможные места подкладывали сырые куриные яйца. Пару раз, когда тому приходилось ночевать в студии, Боб подсовывал яйца и в кровать. Поэтому во время прослушивание трэка и слышен сначала вопрос: "What was in your bed?", а потом ответ: "An eegggg!!!!".
3. Goodbye To Romance (Osbourne - Daisley - Rhoads) 5:24
После двух "козырных" темповых вещей звучит потрясающая баллада с прекрасной мелодией и очень душевной гитарной партией. Именно за эту композицию многие поклонники Осборна раскритиковали альбом, посчитав его недостаточно "жестким". Что тут ответить? Остается посоветовать повнимательнее послушать вещь и насладиться прекрасной игрой музыкантов, особенно выразительны гитарное соло и великолепная партия духовых, сымитированная на клавишных и идеально попадающая в настроение композиции. Записывая эти композиции, группа Оззи Осборна развивала сам стиль хард-н-хэви, и озираться на мнение фэнов с "жесткими" мозгами просто не имела права.
4. Dee (Randy Rhoads) (instrumental) 0:50
Коротенькая гитарная пьеса, посвященная Рэнди своей маме Де-лорес (Ди). Когда Роудс узнал, что этот опус попадет на альбом, он был растроган до слез. Интересно, что об этой композиции с восторгом отзывался такой гитарный "монстр" как Гэри Мур (Gary Moore), который как-то приехал на студийные сессии группы.
5. Suicide Solution (Osbourne - Daisley - Rhoads) 4:17
В какой-то мере эта композиция определяет звучание группы Осборна на ближайшие пять-шесть лет. Вопреки распространенной легенде о том, что эту песню о вреде алгоколизма Оззи написал как предупреждение вокалисту "AC/DC" Бону Скотту (Bon Scott), Дэй-сли утверждает, что текст адресован самому Осборну. Боб использовал игру слов, ибо в английском языке "solution" не только решение, но и жидкость. Через несколько лет по поводу текста этой песни в Штатах начнется судебный процесс, в который будет втянут Оззи, как "автор" песни. А надо бы было привлечь Боба!
6. Mr. Crowley (Osbourne - Daisley - Rhoads) 4:51
Дэйсли вспоминал, что клавишную пьесу, использованную как интро к этой вещи, им наиграл один из клавишников, приходивших на прослушивание. Музыкант не подошел, а вот тему Оззи и Боб запомнили, а затем, поменяв тональность, сочинили вещь. Вновь, как впрочем и на всем альбоме, блещет гитарными гранями Рэнди, особое спасибо хочется выразить за первую часть гитарного соло. Вообще продолжительные гитарные проигрыши стали со временем отличительной чертой альбомов Осборна. Текст песни посвящен знаменитому мистику и магу Элистеру Кроули (Alister Crowley). Осборн очень хотел что-нибудь написать об этом "чернокнижнике", вот Боб и сочинил.
7. No Bone Movies (Osbourne - Daisley - Rhoads - Kerslake) 3:52
Ли Керслейк дает начальный отсчет и звучит результат коллективного творчества всей команды. Довольно посредственное мажорное произведение, однако один подобный трек на альбоме не только допустим, но даже необходим.
8. Revelation (Mother Earth) (Osbourne - Daisley - Rhoads) 6:09
Уже сама тема вступления предвещает, что сейчас мы услышим нечто необыкновенное. Предчувствия не обманули - звучит потрясающая по мелодике и трогательная по общему настроению вещь, представляющая собой многочастное эпическое произведение. Это -уже не просто усложненная по структуре рок-музыка, а Музыка с большой буквы. И именно после воплощения группой столь глобальной композиции можно уверенно утверждать: 1) группа Оззи нашла свой стиль; 2) победа Оззи в его заочном соревновании с "Black Sabbath" уже предопределена, признание сего факта широкими массами - всего лишь вопрос времени.
Текст скорее экологической направленности, но слово "Мама" появилось под влиянием песни Джона Леннона (John Lennon) "Mother". Номер содержит проигрыши всех солирующих инструментов, шикарные не только в техническом отношении, но и по своей задумке. Однако если Ренди Роадса мы нахваливаем от номера к номеру, то Дона Эйри хочется отметить особо.
9. Steal Away (The Night) (Osbourne - Daisley - Rhoads) 3:26
Этот динамичный номер просто необходим для того, чтобы вернуть слушателей на землю из некоего творческого космоса, в который нас унес предыдущий опус.
Во время сессий к этому альбому была записана и кавер-версия песни Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) "Purple Haze", которая в 1989 году вышла на благотворительном сборнике "Stairway To Heaven/ Highway To Hell", изданном фондом борьбы с наркоманией.
Автором всех текстов на альбоме являлся Боб Дэйсли, роль Осборна свелась к определению общих идей песен и исполнению вокальных партий, кроме того за ним оставалось право выбора результирующего звучания команды. Вот тут-то самое время поговорить об уникальном таланте Боба Дэйслй. Боб (Роберт) родился 13 февраля 1950 года в австралийском Сиднее, куда его семья эмигрировала из Англии. Как и многие мальчишки того времени Боб в середине 60-х годов увлекся рок-н-роллом. Почему его выбор пал на бас-гитару, он уже не помнит, но одновременно Дэйсли вполне сносно овладел и клавишными инструментами. Вскоре Боб перебрался в Лондон, но деятельность на музыкальном поприще сначала не заладилась, и Дэйсли пришлось работать чернорабочим, а затем и уборщиком дорогих пентхаусов. В Лондоне также проживал один его сиднейский приятель, который сумел получить работу звукоинженера в одной из солидных студий. По его рекомендации Боб устроился в группу "Chicken Shack" и, хотя его пребывание там было недолгим, Дэйсли "засветился". Затем он попал в состав популярных "Mungo Jerry", a затем и в команду "Widowmaker" (не путать с одноименным проектом Ди Снайдера), которая не только помогла Бобу заработать на жизнь, но и сделала его заметной фигурой в британском рок-музыкальном сообществе. Наиболее впечатляющей работой Боба следует признать его пребывание в группе Ритчи Блэкмора "Rainbow". Поэтому неудивительно, что Дэйсли попал в поле зрения Дона Ардена. Дон дружил с Ритчи и часто посещал концерты "Rainbow". Для Оззи Боб стал просто спасением - все тексты последующих альбомов Ос-борна вплоть до "No Rest For The Wicked" принадлежат перу Дэйсли! Кроме этого, он регулярно работал в студии. Впрочем, от знакомства с Оззи у Боба остались не только положительные впечатления. Однако всему свое время, а пока Боб работал с Осборном и особо не горевал...
После появления альбома "Blizzard Of Ozz" многие старые поклонники группы "Black Sabbath", так сказать ветераны, пребывали в некой растерянности - где же пребывает истинный дух "Саббат" - с Тони Айомми или он больше дружит с Осборном? С точки зрения 1980 года казалось, что приоритет оставался за Айомми, поскольку по чисто формальным признаком в "Black Sabbath" осталось три четверти состава оригинальной группы. Однако время рассудит все по-своему и совсем не так, как тогда показалось многим.
Во время своего первого сентябрьского турне по Великобритании Осборн горел желанием исполнить что-либо из старого "саббатов-ского" материала, чтобы доказать всем - в первую очередь Айомми и Дио - что именно он является лучшим исполнителем старых хитов. В студии с Рэнди, Бобом, Ли и Доном были отрепетированы композиции "Paranoid", "Iron Man" и "Children Of The Grave". Но как быть с авторскими правами на эти композиции? Как быть с отчислениями за публичное исполнение этих песен? И вообще, как отнесутся к этой идее его бывшие сотоварищи? С дипломатической миссией в стан "Саббатов" была послана Шэрон Арден. Достаточно долгие и напряженные переговоры привели к тому, что Айомми "дал добро" на бесплатное использование трех вышеназванных композиций, а вот за любые другие Осборну придется платить, причем суммы были названы немалые. Оззи не ожидал от старого приятеля и такой милости, и был обрадован подобным поворотом дела. К чему это приведет, мы скоро увидим.
Осборн не играл "живьем" почти два года, поэтому нет ничего удивительного, что он испытывал некоторое волнение. Возможно, именно по этой причине на первых концертах он не совершал своих безумных "лягушачьих" прыжков, однако вскоре освоился, и его шоу приобрели обычный для него "безумный" характер. Перед турне Шэ-рон провела мощную рекламную кампанию в британской прессе, выгодно подав и эпизод с голубкой. Через прессу публике внушалась мысль - хотите посетить шоу настоящего маньяка и живодера? Спешите! Страшная тень витает над Британией! Несмотря на довольно примитивный рекламный ход, публика с радостью раскупала билеты!
Кстати, в этой серии концертов клавишником за сценой являлся Линдси Бриджуотер (Lindsey Bridgewater), так как у Дона Эйри обнаружились какие-то взятые ранее обязательства. "Живьем" команда проявила себя отлично. Существует сразу несколько бутлегов из того турне, можно привести в пример один такой - "Live At Chelmsford 22.10.1980", который в полной мере отражает великолепный уровень игры группы "Blizzard Of Ozz". В трэк-листе этого концерта есть уже упомянутая выше вещь "You Looking At Me, Looking At You". Из трех разрешенных "саббатовских" композиций на сборнике записаны лишь две - отсутствует "Paranoid", хотя причины этого могут быть разные. И конечно, гастроли не обошлись без забавных эпизодов. Об одном из них поведал Боб Дэйсли. Как это принято, после концерта к Оззи выстроилась очередь зрителей для получения автографов. Одна девушка спросила Осборна: "Скажите, а Вы по-прежнему увлекаетесь черной магией?". Оззи: "Нет, я уже давно перешел на "Milktray"!..". Очередь фэнов чуть не рухнула на пол от смеха. Соль шутки состояла в том, что "Black Magic" и "Milktray" - распространенные сорта английских шоколадных конфет, продающихся в больших картонных коробках.
Турне завершилось перед Рождеством, что является традицией для всех британских музыкантов. В январе 1981 года группа Осборна на волне грандиозного успеха от удачного турне и не менее удачного альбома в том же самом составе приступает к записи второго студийника. Выпуск его изначально был намечен на март, но затем в связи с американским туром перенесен на октябрь. А вместо этого в марте в США был выпущен первый альбом. Но мы поговорим об альбоме номер 2.