Вопрос 33. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского в контексте проблем педагогической социальной психологии

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского является признанной во всем мировом психологическом сообществе. Однако нужно отметить, что социальная психология практически не обращается к идеям Выготского. Основной методологической парадигмой в современной социальной психологии является социальный конструкционизм Г. Гергена [1995]. Но важно, что именно концепция Л. С. Выготского во многом позволяет объяснить социально-конструкционистский подход к гендерной теории.

Как известно, Л. С. Выготский выделял две линии развития ребенка: первая линия связана с общеорганическим ростом и созреванием ребенка, а вторая с культурным совершенствованием, с овладением культурными средствами поведения [Выготский Л. С., 2006]. Все основные институты социализации (семья, школа, референтные лица и группы, средства массовой информации, общество в целом) являются одним из элементов культуры и, соответственно, становятся причиной формирования определенных паттернов поведения. Таким образом, идеи Л. С. Выготского подтверждают современные идеи сторонников теории социального конструкционизма о том, что все в мире является социально сконструированным, результатом взаимодействия.

Л. С. Выготский замечает, что «культурное развитие не создает чего-либо нового сверх и помимо того, что заключено как возможность в естественном развитии поведения ребенка. Культура вообще не создает ничего нового сверх того, что дано природой, но она видоизменяет природу сообразно целям человека» [Выготский Л. С., 2006, С. 194]. Каким образом культура может видоизменять природу? Естественные психические функции опосредствуется знаками и становятся высшими, «культурными». Причем знак в данном контексте достаточно широкое понятие. Основным знаком выступает языковой знак - слово. Слово, будучи достоянием исключительно человека – культурной единицей – преобразует природное в культурное. Но знаком является и общественный строй, гендерная иерархия и стратификация, существующие в обществе и др. Изменения, опосредованные знаками, не могут быть унаследованы, они интериоризируются и экстериоризируются в течение жизни. Л. С. Выготский обращал внимание на то, что социально-символическая деятельность интериоризируется. Следовательно, ребенок усваивает социально принятые способы поведения, которые соответствуют его половой принадлежности в той культуре, в которой он родился и вырос.

С момента рождения каждый ребенок окружен различными знаками, весь окружающий нас предметный (материальный) и духовный (идеальный) мир символичен. И каждый предмет, каждое слово или действие несут в себе явную или скрытую информацию о способах действия, об общественных ценностях и другую социально значимую информацию. Предлагая девочке куклу, набор посуды, мы моделируем ситуацию проигрывания ею роли матери и хранительницы домашнего очага. Девочка играя становится заботливой, эмоциональной. То есть, женщины от природы не являются более эмоциональными, нежели мужчины, но их эмоциональность конструируется социумом. Покупая мальчику исключительно игрушки, связанные с активностью (машинки, самолеты, конструкторы) мы формируем у него не только активную жизненную позицию, но и развиваем пространственные представления. Так игрушка (культурный символ) формирует личность с особыми привычками, характером.

Следующим важным моментом является то, что Л. С. Выготский разрабатывал принцип историчности в психологии. «Поведение современного культурного человека является не только продуктом биологической эволюции, не только результатом развития в детском возрасте, но и продуктом развития исторического.

Культурно-историческая концепция смыкается с теорией социального конструирования гендера, согласно которой именно общество с его идеологией не только формирует гендерные стереотипы, но и предписывает мужчин и женщин следовать им. Принимая за исходную позицию идеи Л. С. Выготского, можно сделать вывод, что дихотомия мужское-женское сформировалась под влиянием длительной культурно-исторической эволюции. Именно социальная ситуация привела к тому, что «мужское» и «женское» стало рассматриваться как полярное и даже антагонистическое. И даже в современном мире, когда деление на основе биологических признаков не имеет функционального смысла, женщины своим поведением, набором ролей преимущественно отражают стереотип фемининости, а мужчины – стереотип маскулинности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: