Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума – начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня.
Л.И.Уманский более дифференированно подходит к классификации уровней развития групп:
Конгломерат
Номинальная группа
Ассоциация
Кооператив
Автономия
Коллектив
Нетрудно заметить, что в подходах названных авторов много общего. Развитие группы начинается с низшего уровня – аморфное образование, и заканчивается высшим уровнем – коллектив.
Взяв за основу классификацию Л.И. Уманского как наиболее разработанную и проверенную на практике, опишем уровни развита» группы, опираясь на три главных критерия:
общность целей совместной деятельности;
четкость структуры группы;
динамика групповых процессов.
Схема развития группы по Л.И. Уманского – это движение от конгломерата к коллективу или антиколлективу. Групповая изоляция, на которой может развиться высокий уровень корпоративности, может привести к антиколлективу. Антиколлективы — группы отличающиеся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, активной дезинтеграцией, конфликтностью иагрессивностью. Схема образно-символического соответствия группового развития по А.Н. Лутошкину сделала эту модель известной в педагогической среде и применяемой в ситуации самодиагностики молодежного коллектива. Двухмерной (двухфакторной) модели развития группы источником движения группы выступает противоречие между деловой и эмоциональной активностью группы. В результате анализа 50 публикаций Б. Такмен выделил наиболее часто называемые четыре стадии в сфере эмоциональной активности группы, рассматриваемые в русле этой модели:
• «проверка зависимости» — ориентировка в характерах и поиск взаимоприемлемого поведения;
• «внутренний конфликт» — нарушение взаимодействия и отсутствие единства;
• «развитие групповой сплоченности»;
• «функционально-ролевая соотнесенность».
|
|
Отдельно выделяются стадии в сфере деловой активности группы:
1) ориентировка в задаче;
2) противодействие, если задача не совпадает личным целям участников группы;
3) открытый информационный обмен;
4) принятие решений — конструктивные попытки решения задачи.