Определить угловые скорости и угловые ускорения звеньев шарнирного четырехзвенника при j1 = 135° (рисунок 2.4), если его звенья имеют следующие размеры l OA = 25 мм; l AB = 50 мм; l BC = 40 мм; l AD = 40 мм; = 30 мм.
Угловая скорость, угловое ускорение входного звена соответственно равны:
, .
Решение:
Вычерчиваем схему механизма в масштабе М 1:1 (рис. 2.4,а).
Определяем последовательность построения планов скоростей и ускорений. Структурная формула механизма I(0,l)→II2(2,3) II2.
Следовательно, скорости и ускорения определяются в следующей последовательности:
А→С→В→S2.
Точки А и С внешние точки диады (рис. 2.3):
, т.к. С неподвижная.
Точка В – внутренняя точка диады и ее скорость нужно выразить через скорости внешних точек, составив два векторных уравнения:
, т.к. обе точки принадлежат 2-ому звену, совершающему плоскопараллельное движение. Следовательно, первое уравнение системы представляет собой математическую запись теоремы о сложении скоростей при плоскопараллельном движении.
|
|
, т.к. т. т. В и С принадлежат третьему звену, совершающему вращательное движение.
Выбираем масштабный коэффициент скоростей. Принимаем [ ]= 50мм. Тогда
.
, т.к. т. А принадлежит кривошипу, совершающему вращательное движение. Строим план скоростей согласно приведенной выше системе уравнений. Тогда
= 47 · 0,01 = 0,47 м/с – абсолютная скорость;
= 22,7 · 0,01=0,23 м/с – относительная скорость;
находим методом подобия из пропорции
,
откуда =12,6 мм.
Тогда
0,47м/с.
Определяем угловые скорости звеньев:
,
для определения направления w2 вектор переносим в т. B и поворачиваем звено 2 в направлении вокруг т. A (w2 направлено против хода часовой стрелки);
(w3 направлена против хода часовой стрелки).
Строим в той же последовательности план ускорений
.
Определяем масштабный коэффициент ускорений, приняв πn1 = 50мм:
; ;
.
Тогда ,
а с=0, т.к. т. С неподвижна.
Определяем ускорение внутренней точки диады (т. В)
.
Так как точки А и В принадлежат второму звену, совершающему плоскопараллельное движение, то ускорение аВА – это ускорение во вращательном движении т. В вокруг полюса А, и поэтому его нужно разложить на две составляющие: нормальное ускорение и касательное .
Точки В и С принадлежат третьему звену, совершающему вращательное движение, и поэтому ускорение также нужно разложить на нормальное и касательное .
Нормальное ускорение всегда направлено по соответствующему звену в сторону точки, принимаемой за полюс, а касательное – перпендикулярно звену, совершающему вращательное или плоскопараллельное движение.
Тогда система уравнений будет иметь вид:
.
|
|
;
;
;
.
Откладывая на плане ускорений рассчитанные отрезки и ,
характеризующие нормальные ускорения, и проведя направления касательных составляющих ускорений, как показано в системе уравнений, получим план ускорений механизма, где
, ,
.
Тогда ,
.
Направление угловых ускорений определяем по второму свойству планов ускорений звена, перенося и в т. В механизма и поворачивая в направлении этих векторов: второе звено относительно полюса А, третье – относительно точки С. e2 и e3 направлены по ходу часовой стрелки.
Ускорение находим методом подобия (свойство 1):
откуда