Педагогика, как теория обучения и воспитания.
1.Автором знаменитого высказывания-«Ученик-это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»-является:
а) М.В. Ломоносов;
б)Я.А. Каменский;
в) Сократ;
г) Ж. Ж. Руссо.
Это высказывание, приписываемое Сократу, стало эпиграфом к
прошедшему в ФИРО межрегиональному семинару. В Институте собрались
педагоги и люди творческих профессий, способные «зажечь» сердца наших
детей.[1]
2.Какое положение в наибольшей степени соответствует понятию «педагогический процесс»:
а) сотрудничество педагогов и учащихся в процессе решения учебных задач;
б) процесс воспитания;
в) образовательный процесс;
г) совокупность процессов обучения, образования и воспитания.
Педагогический процесс - это организованная и целенаправленная деятельность людей (обучаемых и обучающих, воспитателей и воспитанников) с целью формирования необходимых знаний, практических навыков и умений, морально-политических, психологических и физических качеств личности и группы.[2]
|
|
3. Дидактика-это:
а) самостоятельная наука о закономерностях процессов преподавания;
б) самостоятельная наука о закономерностях процессов учения;
в) педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организованных форм;
г)раздел педагогики, посвященный закономерностям формирования личности ребенка.
Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Теория практической деятельности обучения. Объект изучения дидактики – обучение как особый вид деятельности. Важным представляется отношение преподавания и учения как действий учителя и ученика. Предметом дидактики является связь преподавания (деятельности учителя) и учения (деятельности ученика), их взаимодействие. Задачи дидактики: 1.Описать и объяснить процесс обучения и условия его реализации 2.Разработать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы и технологии.[3]
4.Движущими силами процесса обучения являются:
а) противоречие, возникающее в ходе обучения;
б) образовательная активность обучаемых;
в) профессионализм педагогов;
г) профессионализм педагогов.
Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся – их умственного развития.[4]
5.Основныe функции обучения являются:
а) образование, развитие, воспитание;
б) обучающая, формирующая контрольная;
в) коммуникативная, трудовая, информационная;
|
|
г) развивающая, формирующая, организующая.
Исходя из общей цели советской школы, процесс обучения призван осуществлять три функции — образовательную, воспитательную и развивающую.
Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле весьма относительны и некоторые аспекты их взаимно перекрещиваются.[5]
6.В процессе обучения учащиеся выступают как:
а) объект педагогической деятельности и субъект собственной познавательной деятельности;
б) объект педагогической деятельности;
в) предмет обучения;
г) субъект собственной педагогической деятельности.
Проблема познания мира встает перед человеком тогда, когда он сталкивается с необходимостью получить информацию о неизвестном и направляет свои усилия на то, чтобы эту неизвестность устранить. С этого начинается специально научное исследование.
Вместе с тем здесь начинаются и собственно философские проблемы., побуждающие выяснить, как не-знание превращается в знание, как из не-знания вырастает знание.[6]
7. Нормативные требования к организации и осуществления образовательного процесса называют:
а) принцип обучения;
б) закономерности обучения;
в) правила обучения;
г) педагогическими законами.
Принципы обучения — это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Они возникают на основе исторического опыта и формулируются в результате научного исследования учебного процесса в его многообразных проявлениях.[7]
8 .Цели обучения определяются:
а ) потребностями и возможностями общества;
б) мастерством педагога;
в) индивидуальными особенностями обучения;
г) средствами обучения.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ — сознательно планируемые его результаты, которые оказывают усваиваемые знания, навыки, умения, развитие творческого мышления, человечности и других качеств, необходимых личности как субъекту общественной, трудовой и семейной жизни.[8]
9. Сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности называют:
а) целеполаганием;
б) проектированием;
в)конструктированием;
г) анализом.
Целеполагание - это сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической (воспитательной) деятельности, может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований.[9]
10.Восприятие и познание в процессе педагогического общения составляют функцию:
а) интерактивную;
б) перцептивную;
в) коммуникативную;
г) воспитательную.
Перцептивная функция подразумевает межличностное восприятие (социальную перцепцию) говорящего и слушающего. Специфика социальной перцепции при коммуникации включает следующие моменты:
1) сообщения воспринимаются и оцениваются в свете актуальных потребностей адресата;
2) всегда неизбежно искажение смысла сообщения в силу различий в опыте говорящего и слушающего;
3) незнакомая информация воспринимается медленнее, чем информация знакомая;
4) в незнакомой ситуации люди склонны ориентироваться на те решения, которые уже были ими апробированы в похожих ситуациях;
5) точно понять смысл сообщения с помощью одних лишь языковых средств невозможно.[10]
11. Наглядность, научность, систематичность и доступность относятся к дидактическим:
а) принципам;
б) методами;
в) формами;
г) средствами.
Дидактические принципы или принципы обучения — это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему
|
|
исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации.
Руководствуясь принципами обучения при организации учебного процесса, каждый преподаватель должен знать, что их требования направляют всю его деятельность: они помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения, они же диктуют и поведение преподавателя во время занятия.
К ведущим принципам обучения относятся следующие: принцип целенаправленности, с научности, с связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, с сознательности и активности, с наглядности обучения, с доступности, с интегративного подхода, с воспитывающего и развивающего обучения, с принцип прочности.[11]
12. Главным систематизирующим фактором в процессе обучения выступает:
а) метод обучения
б) содержание обучения!