Раздел 2

Педагогика, как теория обучения и воспитания.

1.Автором знаменитого высказывания-«Ученик-это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»-является:

а) М.В. Ломоносов;

б)Я.А. Каменский;

в) Сократ;

г) Ж. Ж. Руссо.

Это высказывание, приписываемое Сократу, стало эпиграфом к

прошедшему в ФИРО межрегиональному семинару. В Институте собрались

педагоги и люди творческих профессий, способные «зажечь» сердца наших

детей.[1]

2.Какое положение в наибольшей степени соответствует понятию «педагогический процесс»:

а) сотрудничество педагогов и учащихся в процессе решения учебных задач;

б) процесс воспитания;

в) образовательный процесс;

г) совокупность процессов обучения, образования и воспитания.

Педагогический процесс - это организованная и целенаправленная деятельность людей (обучаемых и обучающих, воспитателей и воспитанников) с целью формирования необходимых знаний, практических навыков и умений, морально-политических, психологических и физических качеств личности и группы.[2]

3. Дидактика-это:

а) самостоятельная наука о закономерностях процессов преподавания;

б) самостоятельная наука о закономерностях процессов учения;

в) педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организованных форм;

г)раздел педагогики, посвященный закономерностям формирования личности ребенка.

Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Теория практической деятельности обучения. Объект изучения дидактики – обучение как особый вид деятельности. Важным представляется отношение преподавания и учения как действий учителя и ученика. Предметом дидактики является связь преподавания (деятельности учителя) и учения (деятельности ученика), их взаимодействие. Задачи дидактики: 1.Описать и объяснить процесс обучения и условия его реализации 2.Разработать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы и технологии.[3]

4.Движущими силами процесса обучения являются:

а) противоречие, возникающее в ходе обучения;

б) образовательная активность обучаемых;

в) профессионализм педагогов;

г) профессионализм педагогов.

Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся – их умственного развития.[4]

5.Основныe функции обучения являются:

а) образование, развитие, воспитание;

б) обучающая, формирующая контрольная;

в) коммуникативная, трудовая, информационная;

г) развивающая, формирующая, организующая.

Исходя из общей цели советской школы, процесс обучения призван осуществлять три функции — образовательную, воспитательную и развивающую.

Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле весьма относительны и некоторые аспекты их взаимно перекрещиваются.[5]

6.В процессе обучения учащиеся выступают как:

а) объект педагогической деятельности и субъект собственной познавательной деятельности;

б) объект педагогической деятельности;

в) предмет обучения;

г) субъект собственной педагогической деятельности.

Проблема познания мира встает перед человеком тогда, когда он сталкивается с необходимостью получить информацию о неизвестном и направляет свои усилия на то, чтобы эту неизвестность устранить. С этого начинается специально научное ис­следование.

Вместе с тем здесь начинаются и собственно философские проблемы., побуждающие выяснить, как не-знание превращается в знание, как из не-знания вырастает знание.[6]

7. Нормативные требования к организации и осуществления образовательного процесса называют:

а) принцип обучения;

б) закономерности обучения;

в) правила обучения;

г) педагогическими законами.

Принципы обучения — это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Они возникают на основе исторического опыта и формулируются в результате научного исследования учебного процесса в его многообразных проявлениях.[7]

8 .Цели обучения определяются:

а ) потребностями и возможностями общества;

б) мастерством педагога;

в) индивидуальными особенностями обучения;

г) средствами обучения.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ — сознательно планируемые его результаты, которые оказывают усваиваемые знания, навыки, умения, развитие творческого мышления, человечности и других качеств, необходимых личности как субъекту общественной, трудовой и семейной жизни.[8]

9. Сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности называют:

а) целеполаганием;

б) проектированием;

в)конструктированием;

г) анализом.

Целеполагание - это сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической (воспитательной) деятельности, может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований.[9]

10.Восприятие и познание в процессе педагогического общения составляют функцию:

а) интерактивную;

б) перцептивную;

в) коммуникативную;

г) воспитательную.

Перцептивная функция подразумевает межличностное восприятие (социальную перцепцию) говорящего и слушающего. Специфика социальной перцепции при коммуникации включает следующие моменты:

1) сообщения воспринимаются и оцениваются в свете актуальных потребностей адресата;

2) всегда неизбежно искажение смысла сообщения в силу различий в опыте говорящего и слушающего;

3) незнакомая информация воспринимается медленнее, чем информация знакомая;

4) в незнакомой ситуации люди склонны ориентироваться на те решения, которые уже были ими апробированы в похожих ситуациях;

5) точно понять смысл сообщения с помощью одних лишь языковых средств невозможно.[10]

11. Наглядность, научность, систематичность и доступность относятся к дидактическим:

а) принципам;

б) методами;

в) формами;

г) средствами.

Дидактические принципы или принципы обучения — это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему

исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации.

Руководствуясь принципами обучения при организации учебного процесса, каждый преподаватель должен знать, что их требования направляют всю его деятельность: они помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения, они же диктуют и поведение преподавателя во время занятия.

К ведущим принципам обучения относятся следующие: принцип целенаправленности, с научности, с связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, с сознательности и активности, с наглядности обучения, с доступности, с интегративного подхода, с воспитывающего и развивающего обучения, с принцип прочности.[11]

12. Главным систематизирующим фактором в процессе обучения выступает:

а) метод обучения

б) содержание обучения!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: