Сущность содержания образования. Факторы, влияющие на разработку содержания образования. Требования, определяющие содержание образования и пути его совершенствования

Проблема содержания образования связана с решением вопросов, чему обучать в образовательных учреждениях.

Содержание образования — педагогическая адаптация системы ЗУН, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечит развитие личности.

В истории педагогики постоянно решался вопрос о том, какой материал включать в содержание образования. Выдвигались следующие теории:

- Теория формального образования (Локк, Кант, Гербарт) — у учащихся необходимо развивать мышление, память и другие познавательные процессы, а также способности к анализу, синтезу и др., т. к. источником знаний является разум (иностранные языки и математика).

- Теория материального образования (Каменский, Спенсер) — отбирать учебный материал необходимо по степени его пригодности для учащихся в практической деятельности (естественно-научные дисциплины).

- Теория прагматического образования (Дьюи) — знаниями обучающиеся овладевают в ходе практической деятельности.

В Беларуси — личностно-ориентированный подход к сущности содержания образования, но в последнее время наблюдается тенденция к утверждению компетентностного подхода к содержанию образования (практико-ориентированный характер подготовки, доминирование самостоятельной работы при решении задач профессионального характера.

Структура содержания образования:

- система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности (когнитивный опыт), который формирует естественно-научную картину мира и включает основные категории, термины, факты, законы науки, а также теории и концепции.

- опыт осуществления способов деятельности, которые включают интеллектуальные и практические умения.

- опыт творческой деятельности,который предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.

- опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру.

Критерии отбора содержания образования:

- целостное отражение в содержании образования задач формирования базовой культуры личности.

- учет международного опыта в построении содержания образования.

- высокая научная и практическая значимость содержания изучаемого материала.

- соответствие сложности материала возрастным особенностям учащихся.

- соответствие содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения.

- соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение материала.

Факторы, влияющие на характер содержания образования:

- потребности и цели общества

- закономерности учебной дисциплины

- интеллектуальные и личностные возможности учащихся

- возможности и особенности педагога

7. Документы, определяющие содержание образования:

- государственный образовательный стандарт — документ, служащий основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

- учебный план — документ, определяющий состав учебных дисциплин, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.

• базовый компонент (инвариантный)

• школьный (вариативный)

- учебная программа — нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому предмету и объем времени, отводимого на дисциплину, разделы и темы.

Виды: типовые, рабочие, авторские.

Структура: пояснительная записка, основная часть.

Способы построения программы: линейный (логическое построение материала без возвращения на следующих этапах обучения), концентрический (повторение материала на следующей ступени в усложненном варианте.

- учебники и учебные пособия

Функции учебника: информационная, мотивационная, трансформационная, систематизирующая, закрепления и самоконтроля, интегрирующая, координирующая, воспитательно, развивающая, обучающая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: