Проблема содержания образования связана с решением вопросов, чему обучать в образовательных учреждениях.
Содержание образования — педагогическая адаптация системы ЗУН, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечит развитие личности.
В истории педагогики постоянно решался вопрос о том, какой материал включать в содержание образования. Выдвигались следующие теории:
- Теория формального образования (Локк, Кант, Гербарт) — у учащихся необходимо развивать мышление, память и другие познавательные процессы, а также способности к анализу, синтезу и др., т. к. источником знаний является разум (иностранные языки и математика).
- Теория материального образования (Каменский, Спенсер) — отбирать учебный материал необходимо по степени его пригодности для учащихся в практической деятельности (естественно-научные дисциплины).
- Теория прагматического образования (Дьюи) — знаниями обучающиеся овладевают в ходе практической деятельности.
|
|
В Беларуси — личностно-ориентированный подход к сущности содержания образования, но в последнее время наблюдается тенденция к утверждению компетентностного подхода к содержанию образования (практико-ориентированный характер подготовки, доминирование самостоятельной работы при решении задач профессионального характера.
Структура содержания образования:
- система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности (когнитивный опыт), который формирует естественно-научную картину мира и включает основные категории, термины, факты, законы науки, а также теории и концепции.
- опыт осуществления способов деятельности, которые включают интеллектуальные и практические умения.
- опыт творческой деятельности,который предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.
- опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру.
Критерии отбора содержания образования:
- целостное отражение в содержании образования задач формирования базовой культуры личности.
- учет международного опыта в построении содержания образования.
- высокая научная и практическая значимость содержания изучаемого материала.
- соответствие сложности материала возрастным особенностям учащихся.
- соответствие содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения.
- соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение материала.
Факторы, влияющие на характер содержания образования:
- потребности и цели общества
- закономерности учебной дисциплины
|
|
- интеллектуальные и личностные возможности учащихся
- возможности и особенности педагога
7. Документы, определяющие содержание образования:
- государственный образовательный стандарт — документ, служащий основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
- учебный план — документ, определяющий состав учебных дисциплин, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.
• базовый компонент (инвариантный)
• школьный (вариативный)
- учебная программа — нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому предмету и объем времени, отводимого на дисциплину, разделы и темы.
Виды: типовые, рабочие, авторские.
Структура: пояснительная записка, основная часть.
Способы построения программы: линейный (логическое построение материала без возвращения на следующих этапах обучения), концентрический (повторение материала на следующей ступени в усложненном варианте.
- учебники и учебные пособия
Функции учебника: информационная, мотивационная, трансформационная, систематизирующая, закрепления и самоконтроля, интегрирующая, координирующая, воспитательно, развивающая, обучающая.