Понятие и сущность методов и приемов обучения. Классификация методов обучения. Условия выбора методов обучения

Методы обучения — способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение задач образования.

Прием обучения — составная часть метода и единичное действие, а также частное понятие по отношению к понятию метода.

Методы: методы преподавания и методы учения.

Классификации методов:

По источнику знаний (Перовский, Голант, Лоркипанидзе): словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия, лекция, работа с печатными источниками); наглядные методы (метод иллюстрации, метод демонстрации); практические методы (упражнения, практическая работа, лабораторная работа, решение задач). По логике обучения (Верзимин): индуктивные (общее → частное), дедуктивные, аналитические, синтетические, методы аналогии, сравнение). По дидактическим задачам (Харламов, Данилов, Есипов): методы устного изложения знаний; методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала; методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков; методы закрепления учебного материала; методы оценки и проверки ЗУН. По дидактическим целям (Бабанский): методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации; методы контроля и самоконтроля в обучении. По характеру деятельности обучаемых (Лернер, Скаткин): объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; проблемного изложения; частично-поисковые; исследовательские.

Словесные методы: Рассказ (рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение) — монологический метод изложения учебного материала. Объяснение - монологический метод изложения научных доказательств. Беседа — диалогический метод изложения учебного материала, предполагающий разговор педагога и учащихся с помощью тщательно продуманной системы вопросов. Лекция — монологический метод изложения учебного материала большого объема достаточной сложности, имеющего свою логику доказательств и обобщений. Виды: учебно-программная, проблемная, лекция-конференция, бинарная (ведут 2 человека), лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, вводная, обзорная.

Наглядные методы: Методы иллюстрации — обеспечивает показ материала и наглядных пособий. Методы демонстрации — показ действия реальных приборов или их моделей, процессов и др.

Практические методы: Упражнение — систематическая отработка умения или навыка путем многократного повторения умственных действий или практических операций. Виды: устные, письменные, воспроизводящие, тренировочные, алгоритмические, игровые, компьютерные и т. д. Практическая работа — метод формирования комплексных умений и навыков учебной, трудовой или производственной деятельности. Лабораторная работа — включение учащихся в процесс добывания знаний уже полученных навыков.

Методы контроля: индивидуальный опрос (полный ответ на вопрос дает 1 ученик); фронтальный опрос (полный ответ на вопрос дают несколько учеников); программированный опрос (вопрос с вариантами ответов); комбинированный опрос (опрос всех и разными способами).

Самостоятельная работа — выполнение письменного задания в течение трети учебного часа по небольшому объему изученного материала. Контрольная работа — письменный опрос в течение 1-2 учебных часов по большому объему учебного материала (2-3 раздела). Зачет — устный или письменный итоговый контроль с итоговым выставлением зачтено\не зачтено. Экзамен — устный или письменный итоговый контроль с выставлением итоговой отметки в баллах.

Критерии выбора методов обучения: общие цели образования; особенности содержания и методов конкретной науки; особенности методики преподавания; цель и содержание конкретного урока; время, отведенное на изучение материала; возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень подготовленности учащихся; материал — учебная база учебного заведения; возможности и особенности учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: