Предмет, задачи, категории дидактики

Дидактика — теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм; дисциплина, занимающаяся исследованием теоретических и методологических основ обучения.

Проблемы, исследуемые дидактикой: разработка форм обучения; разработка методов обучения и условий их эффективного применения; исследование сущности, закономерностей и принципов обучения; определение педагогических основ содержания образования; изучение закономерностей учебно-познавательной деятельности учащихся и путей ее активизации.

Предмет дидактики — взаимосвязь деятельности учителя и познавательной деятельности ученика.

Основные категории дидактики:

- знания — понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения.

- умение — овладение способами применения усваиваемых знаний на практике.

- навыки — автоматизированные действия, доведенные до высокой степени совершенства.

- преподавание — деятельность учителя по организации, осуществлению и управлению процессом формирования уобучающихся ЗУН, развития их психики и научного мировоззрения.

- обучение — специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

- просвещение — распространение знаний образования.

- образование — процесс и результат усвоения человеком определенной системы ЗУН.

- самообразование — целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, по совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений.

- учение — деятельность ученика по овладению знаниями и умениями с учетом требований современно жизни и деятельности.

- научение — результат деятельности учителя и учащихся.

Задачи дидактики:

- стимулирование учебно-познавательной активности учащихся

- организация их познавательной деятельности по овладению научными ЗУН

- развитие мышления, творческих способностей и дарования

- выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры

- совершенствование учебных умений и навыков

- формирование умения самостоятельно углублять свои знания (самообразование)


9. Внутренняя структура процесса обучения:

- целевой компонент — определение и осознание целей и задач учебно-познавательной деятельности.

- потребностно-мотивационный — формирование потребности в знаниях и мотивах учебно-познавательной деятельности.

- содержательный — определение содержания материала, подлежащего освоению учащимися.

- деятельностно-операционный — овладение учебным материалом под руководством учителя.

- эмоционально-волевой — придание учебной деятельности учащегося эмоционально положительного или отрицательного характера.

- контрольно-регулировочный — связан с побуждением учащихся к самоконтролю.

- оценочно-результативный — оценка результатов рефлексии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: