Дидактика — теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм; дисциплина, занимающаяся исследованием теоретических и методологических основ обучения.
Проблемы, исследуемые дидактикой: разработка форм обучения; разработка методов обучения и условий их эффективного применения; исследование сущности, закономерностей и принципов обучения; определение педагогических основ содержания образования; изучение закономерностей учебно-познавательной деятельности учащихся и путей ее активизации.
Предмет дидактики — взаимосвязь деятельности учителя и познавательной деятельности ученика.
Основные категории дидактики:
- знания — понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения.
- умение — овладение способами применения усваиваемых знаний на практике.
- навыки — автоматизированные действия, доведенные до высокой степени совершенства.
- преподавание — деятельность учителя по организации, осуществлению и управлению процессом формирования уобучающихся ЗУН, развития их психики и научного мировоззрения.
|
|
- обучение — специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
- просвещение — распространение знаний образования.
- образование — процесс и результат усвоения человеком определенной системы ЗУН.
- самообразование — целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, по совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений.
- учение — деятельность ученика по овладению знаниями и умениями с учетом требований современно жизни и деятельности.
- научение — результат деятельности учителя и учащихся.
Задачи дидактики:
- стимулирование учебно-познавательной активности учащихся
- организация их познавательной деятельности по овладению научными ЗУН
- развитие мышления, творческих способностей и дарования
- выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры
- совершенствование учебных умений и навыков
- формирование умения самостоятельно углублять свои знания (самообразование)
9. Внутренняя структура процесса обучения:
- целевой компонент — определение и осознание целей и задач учебно-познавательной деятельности.
- потребностно-мотивационный — формирование потребности в знаниях и мотивах учебно-познавательной деятельности.
- содержательный — определение содержания материала, подлежащего освоению учащимися.
- деятельностно-операционный — овладение учебным материалом под руководством учителя.
- эмоционально-волевой — придание учебной деятельности учащегося эмоционально положительного или отрицательного характера.
- контрольно-регулировочный — связан с побуждением учащихся к самоконтролю.
- оценочно-результативный — оценка результатов рефлексии.